Желающих переехать из села в город много больше, чем тех, кто жаждет деревенской жизни. Одна из главных причин — отсутствие инфраструктуры и нормальных бытовых условий на селе. А ведь на улучшение жизни деревни в 2018–2020 гг. Минсельхоз РФ направил 40 млрд руб. Насколько эффективно они были использованы? Рассказывает аудитор Счётной палаты Алексей Каульбарс.

 

 

Не всё оптимистично

 

 

— Алексей Александрович, правительство финансирует село через бюджеты нескольких министерств. Программа комплекс­ного развития сельских территорий, реализуемая Минсельхозом, одна из самых крупных. Что она позволила сделать?

— За период, проанализированный Счётной палатой, Минсельхозом на развитие инженерной инфраструктуры и обеспечение жильём было направлено свыше половины бюджетных средств. Если судить по отчётам, большинство плановых ориентиров перевыполнено. Только в 2018–2019 гг. на селе введено в эксплуатацию 1,8 тыс. км газораспределительных сетей и 1,4 тыс. км водопроводов. Однако мы обнаружили, что цифры не всегда означают фактическое решение проблемы. В 6 регионах из 52, где нами проводилась проверка, не было произведено подключение домов к новым водопроводам, а в 10 отсутствовало подключение к новым газовым сетям. При этом, оценивая уровень газификации, некоторые регионы учитывали и не подключённые к сетям домовладения.

 

 

— По-вашему, региональные чиновники намеренно приукрашивают ситуацию?

— У нас нет оснований так заявлять. Но очевидно, что ведомственные методики, на основании которых формируется статистика, не в полной мере отражают состояние дел, их нужно менять, если мы хотим точно знать, какова реальная ситуация на селе. И конечно, необходимо усиливать контроль со стороны Минсельхоза.

Вот конкретный пример: при оценке динамики обеспеченности населения качественной питьевой водой методика не предусматривает учёт уменьшения численности населения. В результате получается, что ситуация улучшается там, где новые сети централизованного водоснабжения, согласно ведомственной отчётности, вообще не вводились. Так, по нашим оценкам, в 2019 г. произошло в Амурской и Архангельской обл.

 

 

Блага не по карману

 

 

— Почему сельчане не проводят в свои дома газ и воду, хотя имеют такую возможность?

— Для многих неподъёмна цена подключения. Наш анализ показал, что в проверяемые годы только стоимость технологического присоединения населения к газораспределительным сетям (без учёта стоимости проекта, газового оборудования и т. д.) была сопоставима со средней зарплатой на селе. Например, в Пермском крае, Омской и Кемеровской обл. расходы на технологическое присоединение были выше среднемесячных заработков более чем в 2 раза.

 

 

В мае 2020 г. Президентом РФ было дано поручение, которое предусматривает бесплатное подсоединение граждан к газораспределительным сетям, что, на наш взгляд, позволит решить проблему. Со своей стороны мы планируем и дальше отслеживать и анализировать эту ситуацию.

Advertisements

 

 

— Что тормозит решение жилищных проблем?

 

 

— Как свидетельствуют экспертные данные, 88% жилищного строительства в сельской местности ведётся населением преимущественно за счёт собственных и привлечённых средств. Поэтому тем сельчанам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, государство оплачивает часть стоимости строительства или приобретения дома. В 2020 г. Минсельхоз изменил правила предоставления такой выплаты. Позитивным моментом стало то, что теперь все граждане, получившие социальную выплату, должны проработать на селе не менее 5 лет, раньше же это распространялось только на молодых специалистов. Это будет способствовать сохранению в агропромышленном комплексе кадрового потенциала. Но одновременно из числа претендентов на господдержку были исключены люди, не работающие непосредственно в агропроме или социальной сфере деревни. В результате в изученных нами регионах потеряли право на финансовую помощь 42% жителей села, ждавших своей очереди ещё с 2009 г.

 

 

Не заработала пока в полной мере и льготная сельская ипотека. Большинству живущих на селе кредиты даже под льготный процент не по силам. Как минимум в 9 регионах с очень низкими доходами — Республика Алтай, Забайкальский край, Дагестан, Еврейская автономная обл. и др. — ипотека практически недоступна для сельского жителя со средними доходами, поскольку после всех выплат оставшиеся у него средства будут меньше прожиточного минимума. В результате в 2020 г. половину кредитов по программе сельской ипотеки взяли горожане. Потому с 1 января Минсельхоз ввёл требование, по которому заёмщик, оформляющий сельскую ипотеку, обязан зарегистрировать постоянное проживание в приобретаемом помещении.

 

 

Не хлебом единым

 

 

— Тем не менее в одном из недавних ежегодных докладов, посвящённых развитию села, Минсельхоз отметил, что в России нужно создавать условия для тех, кто потенциально готов переехать в сёла из городов. Логический вывод: для развития деревни важно поднимать не только сельское хозяйство?

— Да, и это показывает опыт развитых стран. Такие страны содействуют созданию на селе малых предприятий в разных сферах экономики и выводу сельских территорий на уровень качественных стандартов социального обслуживания. Например, в Британии правительство ежегодно пересматривает стандарт услуг, установленных для сельского образования, здравоохранения, транспорта, почты. А в России стандарты именно для села до сих пор не определены, хотя и предусмотрены в документах стратегического планирования.

 

 

— Какие показатели, характеризующие разрыв в уровне жизни города и села, в России тревожат больше всего?

— Прежде всего — высокая сельская безработица. В 2020 г. её уровень был почти вдвое выше городской (8,1% против 4,9%). При этом среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве не превышала 65% средней по экономике. В 2019 г. среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домохозяйств, несмотря на дополнительный труд на личном подворье, составляли всего 63,8% от городского уровня. госпрограмма комплексного развития сельских территорий ставит цель — к 2025 г. довести этот показатель до 75,5%. Но мы видим риски, которые могут не позволить этого достичь.

 

 

В то же время в последние годы внимание к сельским проблемам значительно выросло, и отдельные социальные показатели, например ожидаемая продолжительность жизни, растут на селе более высокими темпами, чем в городе.