81-летний “отшельник” Владимир Корытцин стережёт свою деревню от пожаров, обихаживает пчел на пасеке и гоняет заезжих браконьеров
30.07.2020
50 сортов сыра для американского фермера из деревни Мошницы Джея Клоуза – не предел!
31.07.2020

Теренкуль и Мордвиновка: долгая дорога к сельскому Храму

На Южном Урале много сельских территорий. И, как не обидно, некоторые из них «застряли в позапрошлом веке», хотя в прошлом были процветающими… Источник: https://gubernia74.ru

 

 

Отсутствие нормальных дорог, проблемы с медицинской помощью в глубинке, малый процент газификации, безработица на селе, отток молодежи из сельской местности – все это стало объектом пристального внимания нового губернатора. Уже принимаются новые программы, увеличено финансирование по многим направлениям.

 

 

Поддержал глава региона и проект Челябинской митрополии по восстановлению храмов. Какое отношение возрождение храмов имеет к возрождению деревень? «Прямое», – говорят в челябинской епархии. И приводят пример: вот в селе Булзи после восстановления храма южноуральцы стали покупать дома.Возрождение деревень способствует возрождению жизни на селе. 

 

 

Всякому русскому человеку известно: стоит среди домов церковь – значит, село. А нет храма – значит, деревня. «Губерния» побывала в двух русских селах, которые прошли обидный путь от села к деревне, а сейчас пытаются развернуться обратно – к истокам. Речь о Теренкуле и Мордвиновке.

 

 

Алексей Текслер

губернатор Челябинской области

Еще двадцать лет назад в регионе было только 50 приходов. Теперь произошло многократное их увеличение. Людям важно быть рядом с церковью, и мы это чувствуем. Поэтом сегодня идет и строительство кафедрального собора Челябинска. Мне тоже кажется это очень важным событием. 

 

 

Митрополит Челябинский и Миасский Григорий:

– Храмы – это святыни, которые оставили нам наши предки. К сожалению, в советские годы их использовали не по назначению, молитва там не совершалась, храмы пришли в запустение – церковь Архангела Михаила в Мордвиновке тому яркий пример. Но сейчас, милостью Божией, мы можем возрождать эти святыни. Есть много примеров, когда возрождается храм, когда в нём начинается молитва, то к нему, как к источнику живой воды, тянутся люди. Они приезжают из городов, помогают в восстановлении, даже селятся вокруг этих храмов и таким образом жизнь в селе начинает оживать. Через совершаемую молитву на это место призывается благословение и помощь Божия. Я верю, что через возрождение храмов мы будем иметь и возрождение сел. У нас в Челябинской области пока таких примеров нет, потому что мы только начинаем заниматься возрождением храмов. Но такие примеры есть в Центральной России, и, надеюсь, скоро появятся у нас. Разрушенные храмы нам предстоит возродить в разных районах. 

f09be208a98dfc4e6e347c20e8ecaa5c.jpg

Теренкуль, который когда-то был селом, но стал деревней 

 

 

Говорят, Теренкуль хорош в солнечную погоду. Но мы приехали в дождь. Не в шумный летний ливень, а в мелкую противную морось. Она все покрасила серым цветом: небо, дома, дороги. Только яркая сочная трава и пятнистые коровы придавали живости этому сельскому пейзажу. Коровы лениво лежали возле домов и философски вглядывались в туманную даль. Проехала пара ребятишек на велосипедах, прошагал куда-то парень с магнитофоном на плече. Даже бригада ремонтников, раскапывающих очередной прорыв на водоводе, работала как-то вяло и безынициативно. Никто никуда не спешил. А действительно – куда? 

 

 

8 улиц, 1 переулок

 

 

В самом центре Теренкуля стоит страшный памятник современной российской действительности: четыре брошенных двухэтажки. Добротные, крепкие еще стены, окна выбиты, двери сняты с петель. Когда-то в них жили люди, работники местного совхоза, а в девяностых годах бросили все и уехали. Но от самой жуткой истории не осталось даже таких следов, она настолько не укладывается в голове, что с первого раза и не поверишь.

 

 

– Как раз в начале девяностых у нас в деревне построили новый детский сад, двухэтажный, с бассейном, просто загляденье! – рассказывает местная жительница Наталья Ковалева. – В него даже успели поставить мебель, кроватки детские, шкафчики, коврики даже положили для ребятишек. Но началась вся эта кутерьма, совхоз развалился, производство стало все закрываться, и переезд отменили. Хотели в садик детский дом поселить, потом дом престарелых, а потом взяли и разобрали. Просто по кирпичам до самого фундамента.

 

 

Мы долго не могли поверить в то, что это может быть правдой. Спрашивали у одного, у другого теренкульца. Все подтвердили: да, построили с бассейном, да разобрали.

 

 

В то время Теренкуль потерял два совхоза, кузницу, звероферму (где выращивали лисиц и песцов), овощные теплицы, конные дворы, маслобойку, ондатровое хозяйство, зерносклад, птицеферму, хлебопекарню, пимокатный цех и даже заготовительный пункт грибов. Остались только сельсовет, школа, клуб, почта и два магазина. 

 

 

Танцуют все!

 

 

По данным последней переписи, население Теренкуля составляет 434 человека. В школе 39 учеников. После девятого класса почти все они уедут из дома, так уже исторически сложилось. Может быть, кто-то и хотел остаться на родной земле, но как жить? Три озера вокруг, рай для рыбака, но на одной рыбалке не продержишься.

 

 

– Нам для жизни нужны фельдшер, дорога и работа! – заявляют местные жители. Потом слегка поправляют приоритеты: 

– Нет, работа, дорога и фельдшер! 

 

 

Фельдшер вообще-то в Теренкуле был. Но недавно ушел на пенсию. Сейчас ищут нового. Причем не только власти (и местные, и региона, но и… церковь. Однако об этом – чуть позже.) 

 

 

Чтобы совсем от безысходности не зачахнуть, теренкульцы отправляются в клуб: весело проводить время.

– У нас это единственный очаг культуры, – объясняет директор клуба Кристина Сумина. – Для детей действует шесть кружков, для взрослых – фитнес, вокальная группа «Рябинушка». Раз в неделю, по субботам – дискотека. На нее приходят все, даже кое-кто из пенсионеров. 

 

 

Клуб

 

 

Если не знать историю этого клуба, он выглядит очень странно. Какой-то куцый, стены и крыша как бы сами по себе, окна заложены кирпичом. Снаружи покрашен грязно-розовой краской, а внутри – по синему масляному фону – немудреные ромашки. Бедность в каждом сантиметре. В отваливающихся потолочных плитках. В щелях в полу, стыдливо прикрытых половичком. В самодельном украшении: шаре, склеенном из одноразовых пластиковых стаканчиках.

 

 

– Смотрите, он у нас еще и светится! – милая улыбчивая женщина включает лампочку, спрятанную внутри стаканчикового шара. Видно, что художественный руководитель клуба Наталья Ковалева старается хоть чем-то украсить эту беспросветную нищету.

 

 

Тем временем в клубе потихоньку собирается народ: три нарядных бабушки, загорелый мужчина (сразу видно, что рыбак).

– А мы в свой храм пришли! – радостно сообщают посетители и достают пироги. – Сейчас батюшка приедет.

 

 

Вот, собственно, и вся интрига: клуб – это бывший храм. Простая, без архитектурных выкрутасов, крепкая и надежная деревенская церковь Сошествия Святого Духа. Она пережила и революцию, и сталинские годы и лихие девяностые. Выстояла для чего-то важного. 

Храм Сошествия Святого Духа.JPGХрам Сошествия Святого Духа

 

 

Храм

 

 

Очень мало исторических сведений об этой церкви. Известно, что первый камень в ее основание был заложен в 1862 году. Богатых покровителей не было, теренкульские крестьяне возвели ее сами, всего за два года. Церковный причт состоял из священника и псаломщика. Сельское духовенство жило небогато, получало скудное жалованье, кормилось с  земли. Поэтому рядом с домом священника стоял березовый амбар с зерном.

 

 

Теренкульские священнослужители крестили, венчали, отпевали, учили грамоте и Закону Божию крестьян. Первая в селе библиотека появилась при храме: в 1908 году она состояла из 100 журналов и 70 книг. В каком году при советской власти храм был закрыт, сведений не сохранилось. Но вот то, как снимали купола и кресты, помнят некоторые старожилы Теренкуля.

 

 

– Это было где-то в 1953 году, мне было лет шесть-семь, – вспоминает Нина Тимофеевна Кокшарова. – Мы жили в доме напротив церкви. Однажды я услышала грохот – это снимали купола, летели листы железа кровельные, мне даже показалось, что кто-то упал. Я говорю: «Мама, там человек упал!» Мама сходила, посмотрела, никто не падал. Чтобы скинуть кресты, их даже трактором подцепляли. Вот это осталось в памяти с детства. Помню еще, отец мой говорил: «Какой грех! Какой грех!»

 

 

По иронии судьбы, когда маленькая Нина Кокшарова подросла, она работала киномехаником в этом самом клубе. Сидела аккурат на колокольне и крутила кино. Два выдолбленных в мощной стене проема есть и сейчас. Их аккуратно прикрыли картонками, сверху наклеили фотографии цветов. 

 

 

Попытка номер два

 

 

В 2000 году жители Теренкуля и соседних деревень – Саломатово, Тирикуля, Беликуля, Феклино и Алабуги – обратились с просьбой зарегистрировать православный приход. Из всех храмов в округе более-менее сохранился теренкульский. Люди взялись за дело живо. Клуб выселили. Начались богослужения. Но вскоре инициативная группа распалась, назначенный священник уехал. Клуб снова вернулся на насиженное место.

 

 

Когда осенью 2019 года в епархии проходило собрание по экстраординарному поводу, настоятель челябинского храма Иоанна воина иерей Павел Курбатов тоже на нем был. И он уже знал, чем дело закончится.

 

 

– Как раз начинался этот проект по восстановлению разрушенных храмов Красноармейского района, – рассказывает отец Павел Курбатов. – Всем городским приходам нужно было выбрать себе по одной деревне. Я знал, что будет звучать Теренкуль. Я этот храм смотрел давно, еще несколько лет назад ездил. И тут выдалась такая возможность.

 

 

Курбатовы и Теренкуль – не простое совпадение. Отец отца Павла,  дед, прадед и прапрадед – все родом из этого села. Тут в основном четыре фамилии проживают: Кокшаровы, Курбатовы, Комельковы и Попковы. На памятнике погибшим фронтовикам Великой Отечественной войны выбиты семь фамилий Курбатовых. Так что, помолясь, потомок старого теренкульского рода, как говорится,  “взялся за гуж”… 

 

 

Бог не в бревнах

 

 

Зная, что местное население уже было травмировано недавним изгнанием клуба из храма, отец Павел начал действовать рассудительно. Перво-наперво – решить с властями вопрос о достойном помещении, чтобы не выгонять работников культуры в неизвестность. Пока решается вопрос с чиновниками, священник начал потихоньку знакомиться с народом. Первую службу провели 2 ноября 2019 года. Это была Димитриевская родительская суббота, отслужили панихиду. А затем стали каждую неделю проводить малые богослужения: молебны с акафистами, водосвятные молебны, даже одно массовое крещение было. Отец Павел подружился с коллективом клуба, городские и сельские прихожане стали проводить совместные праздники.

 

 

Храм Иоанна воина в порядке шефской помощи отремонтировал помещение теренкульского Совета ветеранов, поменял в нем электропроводку, установил новую мебель и подарил компьютер. По ходу дела родился и первый совместный проект: провести в Теренкуле шествие Бессмертного полка, а после него совершить заупокойную литию, чтобы участвовали все жители села. С этого начинается совместное делание.

 

 

– Когда восстанавливаешь храм, работа, прежде всего, идет с людьми, – говорит отец Павел Курбатов. – Церковь не в бревнах, а в ребрах. Это люди. Есть определение Церкви, что это люди, исповедающие Господа Иисуса Христа. Поэтому нужно учитывать потребности людей. Если мы будем восстанавливать храм, он будет красавец стоять, а село загибаться – это будет неправильно. Люди не поймут, наоборот, будет осуждение. Восстановление храма предполагает восстановление жизни села, как это всегда было – храм был центром всего. И мы восстанавливаем не только стены, но и жизнь людей. Стараемся. У нас есть идея по возрождению деревни, которая начнется с храма, с центра. Если душа возродится, все остальное будет. Мы на это надеемся.

 

 

Когда отец Павел посетил местную сельскую администрацию, то ужаснулся ее малобюджетности. Даже стенд, на котором вывешиваю объявления и приказы, покосился от старости. Городские верующие сделали жест доброй воли: привезли и установили новенький  стенд и отремонтировали в сельсовете туалет. Да-да, иногда на тернистом пути к духовности приходится заниматься самыми прозаическими вещами.

 

 

С главой сельского поселения священник договорился об одном важном деле: всем селом провести уборку на местном кладбище, а потом совершить панихиду. Есть еще идея открыть на берегу озера Теренкуль, рядом с храмом, православный лагерь. Привозить в него на отдых ребятишек из Челябинска, но в первую очередь, конечно, местных детей.

 

 

Сейчас многочисленные друзья и знакомые отца Павла ищут в своих рядах знакомого фельдшера или врача, согласного на переезд в Теренкуль. Как только медик найдется, горожане отремонтируют фельдшерский пункт и снабдят его всем необходимым. И один из самых важных пунктов: начался ремонт дороги на Теренкуль. Это на призыв митрополита Григория откликнулся уже губернатор. Он пообещал починить дороги ко всем храмам, которые собирается восстанавливать Челябинская митрополия.

 

 

Вот такие вести с полей Красноармейского района. По-нашему мнению, очень хорошие вести.

Теренкуль.JPG

Сто лет забвения 

 

 

В Увельском районе, в окружении красивейших лесов, полей и тридцати озёр стоит село Мордвиновка. В центре поселения сияет в свете солнечных лучей озеро Барское, в нём купаются ребятишки.В 2019 году в центре села, напротив администрации, по благословению митрополита Челябинского и Миасского Григория начали возрождать старинный храм Архангела Михаила. Почти сто лет в нём не совершались службы. В советский период из храма сделали зернохранилище, а потом клуб с библиотекой. По иронии судьбы церковь расположена на улице Советской. 

 

 

История церкви Архангела Михаила 

 

 

В Оренбургской губернии в 1913 году из 862 церквей 632 были деревянными, остальные каменными. Каменные церкви украшали уездные города, казачьи станицы, крупные сёла. Для сельской местности каменные храмы были большой редкостью.

 

 

В центре села Мордвиновка Увельского района в 1887 году возвели величественный храм в русско-византийском стиле в честь Архангела Михаила по проекту архитектора Константина Тона (по проекту этого зодчего был возведён храм Христа Спасителя в Москве).

 

 

В благоукрашении внутреннего убранства храма принимали участие святой праведный Иоанн Кронштадтский и елабужский купец И.Г.Стахеев.

 

 

Во время правления Николая II(1906 г) при храме была организована  двухлетняя церковно-приходская школа. После 1917 года её закрыли. В 1936 году закрыли и церковь, со звонницы сняли колокола.

 

 

Сумма при изъятии имущества и ценностей церкви Архангела Михаила из описи составила 8400 рублей (царские золотые червонцы).

 

 

Здание церкви в Мордвиновке отдали под склад для хранения урожая. В 1970 году в нём создали сельский дом культуры и библиотеку. Расписные стены, фрески были закрашены. 

Стройка 9 июня 2020.JPG

Наша справка: 

В 1841 году на берегах трёх озёр крепостные крестьяне из села Баранчеевка, что в Пензенской губернии, основали новое село, которое было названо в честь хозяина этих земель Н.С.Мордвинова. Граф Николай Мордвинов был особо приближен к императору Николаю I. Село входило в состав Троицкого уезда, Оренбургской губернии. 

 

 

Очищение огнём 

 

 

В 1990 году в здании церкви проводили ремонт, варили отопление. Местные жители рассказывают, что сварщик был опытный, но по промыслу Божьему, из искры возник пожар в клубе и библиотеке. Клуб был обшит деревом, обилие штор усугубило пожароопасную ситуацию. Пожарная служба приезжала несколько раз, тушили огонь неделю. Здание выгорело полностью. Со стороны алтаря возникла трещина во всю стену. Но сажи и копоти на стенах не было. Господь очистил здание от неподобающих Божьему дому атрибутов. После пожара проявились в притворе храма лики встречающих и провожающих прихожан пишущих ангелов. 

 

 

– Я, будучи 18-летней девушкой ходила в здание храма в клуб на танцы, – вспоминает Ирина Андриянова, педагог по воспитательной части местной школы, основатель музея по истории села и церкви. – Была свидетельницей пожара, возникшего в клубе. Как только храм возведут, мы с коллегами и односельчанами обязательно будем в него ходить. Честно говоря, никто из нас даже не надеялся, что его когда-то восстановят. И очень рады, что нашлись люди, желающие и имеющие возможность вернуть храму первозданную красоту. 

DSCN5609.JPG

В музее школы сохранилась часть кованого ограждения старинной церкви, икона Спаса Вседержителя.

– Когда 14 лет назад умирала моя мама, Евдокия Терентьевна Рыженкова, она передала мне святыню из храма Архангела Михаила, – рассказывает 84-летняя Лидия Михайленко. – В молодости она присутствовала при разорении нашего храма. Многие прихожане брали иконы на сохранение. В нашей семье икона находится почти сто лет. Тёмный лик Божией Матери Владимирской в последние годы стал обновляться. Как только откроют храм после реставрации, я верну эту святыню в церковь. 

 

 

Самый величественный в округе 

 

 

Старожилы передают воспоминания своих родителей. Заверяют, что храм Архангела Михаила был самым большим и самым красивым в округе. Звон его семи колоколов раздавался на много вёрст.

 

 

Жители села с 2015 года стали собираться на общую молитву в домовом храме. Окормляет общину иеромонах Тихон (Гетт), настоятель храма Казанской Божией Матери из Кичигино. 

 

 

– Из-за отсутствия нормальной дороги до Мордвиновки и личного транспорта местных жителей, село оказалось отрезано от цивилизации, от её плохого влияния, – говорит отец Тихон. – Люди в нём сохранили искреннюю веру в Бога. Они воспринимают всё чистым сердцем, у них нет лукавства, нет хитрости. Ближайший к ним храм находится в 40 км, в селе Петровском, поэтому им так важно восстановить собственный. С 2016 года мы с алтарницей Лидией Куряевой приезжаем два раза в месяц, совершаем службы и все церковные таинства.

 

 

Здание храма с 1990 года стояло в руинах, на крыше росли деревья, разрушилась колокольня. Слава Богу, в 2019 году нашлись инвесторы: депутаты Законодательного собрания Челябинской области Александр Мотовилов, Владимир Перезолов, Валерий Филиппов, председатель Законодательного собрания Челябинской области Владимир Мякуш, депутат Государственной Думы Анатолий Литовченко, глава Увельского района Сергей Рослов и многие другие.

 

 

С весны прошлого года храм начали активно восстанавливать по архивным фотографиям. Строители выложили из кирпича колокольню, трапезную, накрыли алтарь. Возвели четыре «апостола» – купола церкви. К зиме закрыли стропильную часть крыши. Из церкви вывезли экскаватором много грязи. Полы были забетонированы.

 

 

– На 95% храм будет соответствовать историческому облику, – рассказывает протоиерей Сергий Мелехин, благочинный Южноуральского городского округа Троицкой епархии. – В этом году строительная бригада штукатурит стены, потолок изнутри. В июле 2020 года планируем накрывать крышу металлом, устанавливать семь куполов – их уже изготавливают.А затем установим семь колоколов. Скоро будет готова лестница на колокольню.В августе завершатся работы по изготовлению иконостаса. В челябинской иконописной мастерской пишут ростовую икону Архистратига Михаила. За лето планируем сделать ограждение и положить вокруг церкви асфальт, подвести электричество, газ, провести отопление в пол. Уже заказали двери и окна. Даст Бог, 1 сентября 2020 года состоится малое освящение храма. 

Крестный ход 2019 год.jpg

Крестный ход 2019 год.

 

 

Глава поселения Николай Юшин, проработавший на своем посту почти 25 лет, считает, что с восстановлением храма село оживет.  

Николай Юшин 

глава Мордвиновского поселения

Сейчас само возрождение храма оживило людей, надеюсь, что дальше оживет и все село. Сейчас в Мордвиновке, помимо храма, восстанавливают и другие объекты. В прошлом году, например, по наказам жителей в селе обновили дом культуры. На ремонт здания, построенного в 70-е, по нацпроекту ЕР направили более 2, 5 миллионов рублей.  Недавно была обновлена и сельская библиотека. На капремонт были выделены средства из областного бюджета. В будущем в селе также планируется отремонтировать школу. 

 

 

Но для спасения Мордвиновки, как и других угасающих деревень, не хватает еще производства. Отсутствие заработка очень сказывается на оттоке населения.Наши территории привлекательны для туристов и гостей. Но людям попросту негде работать. Раньше совхоз был, в котором трудились 340 сельчан. Пчел разводили, лошадей. А на места в детский сад очередь была – 24 места. Сегодня местное население трудоустраивается в КФХ, но опять же, это сезонная работа. При этом проблем с трудоустройством нет у работников бюджетной сферы. Среди молодежи есть те, кто хочет вернуться в родное село. Например, сегодня ко мне приходила выпускница школы, которая заявила о желании после получения профессионального образования вернуться и работать в детском саду. ФАП есть у нас свой, может, кто-то тоже выучится. 

 

 

Еще одна очень важная проблема – дорога, ведущая к селу. После того, как губернатор Алексей Текслервпервые побывал в нашем районе, мы написали ему письмо с сигналом о проблеме. Сейчас появилась информация, что дорогу до села должны начать асфальтировать в 2021 году. Сельчане, конечно, это событие восприняли с радостью.

 

 

Светлана Бацан, Виктория Сорокина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *