Духи живут везде, где поселился или охотится человек – верят ханты. Основная обязанность местных или родовых духов – помогать в добыче пропитания, охранять семью от напастей и бед. При этом у духов есть «специализация», то есть одни дают главным образом дичь, другие охраняют оленьи стада. Они обеспечивают также счастье и благополучие. А есть еще семейные духи-покровители к помощи которым современные ханты обращаются до сих пор.

 

В каждой ленточке чье-то уже сбывшееся желание, а может, еще и нет. Цвет и размер ситца ничего не значат. Все здесь решает береза – обряд поклонения священному дереву завершает скромная трапеза. Ханты одушевляют березу, поскольку верят, что корнями она общается с богами подземного мира, кроной упирается в верхний, а листва досталась людям и духам срединного мира.

 

 

«Ну, я так думаю, что Нум турум нас услышит, увидит. Подарки духам сделала, подношения поставила, угостила духов. Я думаю, что все будет хорошо», — поделилась Алла Конева, жительница с. Мужи.

 

Это обрядовое место появилось здесь вместе с музеем. Но это не просто один из экспозиционных комплексов парка Живун. Поклониться местным березам приезжают ханты из близлежащих деревень.

Алла Конева верит в силу этого места и чтит своих богов. Сама она некрещенная, хотя дома в Мужах стоят иконы, образа всегда были и в родительском чуме.

 

«Я из дома привезла его сюда, своего духа. Мы с бабушкой обряд будем делать. Для нас: для моей, нашей семьи. В Мужах в квартире это делать не получается, это делать надо на природе», — рассказала Алла Конева.

 

Своего хранителя по имени Кур Ильпи Ики, так называют духа подземного мира, он же старик подножный, женщина наотрез отказалась показывать, как и снимать сам обряд.

 

Для ханты, это действительно, очень закрытая тема, — поясняет этнограф. Но увидеть и подержать в руках прообраз божества все–таки можно, в фондах музея. По традиции такого личного духа дочь получает от матери перед замужеством вместе с приданым, сыну хранителя — готовит отец.

Ad 3
Advertisements

«Когда к духу обращаются, ему в качестве жертвоприношения шьют новый халат, чтобы он исполнил просьбу того, кто к нему обращается. Они надеваются друг на друга, то есть поверх предыдущего надевается новый», — уточнила Анна Арефьева, этнограф.

 

С Кур Ильпи Ики связаны смерть, болезни, неприятности. Чтобы оградить семью от этих напастей, ханты шили ему темные халаты, приносили в жертву оленей черной масти, угощали едой – все это закапывая в землю.

 

Надежде Талигиной личного покровителя от родителей не досталось. Советская власть не приветствовала идолопоклонничество, как и любую другую веру. Но жизнь заставила обратиться к помощи духов своего народа, чтобы отвадить от своего дома бесконечных незваных гостей.

«Я попросила свекровь дать то, что охраняет ее дом. Она говорит, конечно, возьми халатик. Сшей на него следующий и потом следующий, он так у тебя оденется. Возьми булыжник и положи возле порога своего дома. Возьми тот черный халат, тот, что она дала. Я ему еще приготовила другой халат, накрыла стол. Я угощаю своего новоявленного хранителя моего порога», — сообщила Надежда Талигина, кандидат исторических наук.

 

Вера в духов пронизывает всю религиозную систему обских угров. Неприхотливые в быту ханты имели развитые формы духовной практики, которые и по сей день до конца не исследованы и не описаны. Хотя бы потому что просто утрачены.

 

Не всегда важно, каким словом или именем нарекаются боги, духи, хранители,обереги — каждому человеку помогает то, во что он верит…

Источник: http://vesti-yamal.ru

Loading