Энцы – один из малочисленных народов Севера. Раньше их официально называли енисейскими самоедами. Далекие предки энцев жили на Средней Оби. Первое упоминание о народности относится к XV веку. Позже энцы расселились в низовьях Енисея.

С начала XX века энецкие группы были ассимилированы нганасанами и ненцами. Но малочисленная народность, всего-то 227 человек, сумела противостоять полному поглощению и слиянию, сохранив свою культуру, язык и обычаи.

С 2012 года управление образования Таймыра реализует проект «Языковое гнездо». В Потаповской СОШ №12 открылась группа по изучению энецкого языка, в которой обучаются дети-энцы, родители которых не говорят на родном языке. Занятия проходят пять дней в неделю по 10-часов с полным погружением в языковую среду. Это позволит учащимся овладеть энецким языком на разговорном уровне.

 

 

Дарья Болина – единственный на Таймыре специалист по языку энцев, сотрудник управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края – говорит о проекте «Языковое гнездо»: «В связи с нынешним состоянием энецкого языка делать прогнозы на будущее достаточно сложно. На наш взгляд, имеются некоторые проблемы в обеспечении преемственности: родители в основном на родном языке не говорят, преподавание родного языка в школе все же не является той базой, где можно овладеть родным языком в такой степени, чтобы он был языком общения».

 

 

Основное традиционное занятие энцев — охота на северного оленя. Охотились с луками, коллективно, на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями на речных переправах. Для охоты на диких оленей использовали домашних. Специально обученным оленям-манщикам обвивали ремнями рога и подпускали к диким собратьям. Дикие олени вступали в драку с незваными гостями и запутывались рогами в ремнях.

 

 

 

Официально энцы считаются православными, но из-за удаленности и труднодоступности мест проживания энцев, миссионерам не удалось полноценно обратить язычников в православие. В христианство были обращены официально только лесные энцы, а большинство по-прежнему поклоняются явлениям природы, почитают местных духов-хозяев. Их изображения помещаются в особых местах в лесу, на сопках. В жертву духам приносят оленье мясо, деньги и кусочки сукна.

У самодийцев было широко распространено почитание различных зверей, птиц, рыб, но наибольшим почитанием пользовался олень. Олени белой масти считались священными, принадлежавшими верховному божеству Нуму, сотворившему землю и всех, кто на ней обитает. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо.

 

Advertisements

Один из главных праздников самодийских народов был связан с окончанием полярной ночи. Отмечался он в конце января – начале февраля, когда зимнее солнце после длительного отсутствия вновь появлялось на небосклоне. Для проведения праздника выделяли «чистый чум», в котором на протяжении нескольких дней непрерывно камлал шаман. Под звуки шаманского бубна молодежь исполняла старинные танцы и устраивала игры возле «чистого чума». Предполагалось, что это послужит гарантией удачи в предстоящем году. Иногда для праздничной церемонии возводился туннель, именуемый «каменные ворота», возле которого совершались камлания шамана. Все обитатели стойбища трижды проходили через «каменные ворота» вслед за шаманом.

 

 

 

Традиционная одежда у тундровых и лесных энцев была разной. У пэбай большее распространение получила ненецкая одежда, частично трансформированная в соответствии с этнической традицией. Мужской наряд состоял из двух частей верхней одежды. К лобной части капюшона сокуя (верхней одежды) пришивали султан (хохолок) из оленьей шкуры или хвоста. Специфической особенностью костюма было отсутствие наружных поясов, а также цилиндрическая обувь без подъема, аналогов которой у других народов Севера нет. В обиходе энцев присутствовала и специальная танцевальная (погребальная) одежда. Такой наряд впервые шили в возрасте 7 лет и несколько раз в течение жизни перешивали. Неординарным в изготовлении этого убранства было использование в качестве летней одежды старой зимней.

 

 

При рождении ребенку давали имя-прозвище, связанное с его внешностью либо с обстоятельствами рождения. При достижении совершеннолетия прозвище сменялось на имя кого-то из близкой родни.

 

 

В энецком обществе было завышено представление о «должном». Помимо воровства строго осуждалось неуважение к старшему поколению и гостю. Природа рассматривалась энцами как источник-даритель всего самого необходимого. В пантеоне Матери Природы совершали обряды возвращения «жизненности», предавая земле глаза добытых диких оленей.

 

 

Сегодня энцы живут в Красноярском крае. Большинство молодежи работает в учреждениях поселка. Небольшая часть занимается традиционной охотой и оленеводством. Среди современных тундровых жителей энецко-ненецкие семьи составляют около 50%. У лесных энцев смешанных семей свыше 70%.

https://www.culture.ru