Уроженец Ялуторовска Александр Николаевич Балакшин до последнего дня своей жизни верил в силу сибирского крестьянина. Надеялся, что созданная им и соратниками система будет и в будущем кормить людей качественными и сытными продуктами. Жители Ялуторовска продолжают хранить память о своем выдающемся земляке и в знак благодарности установили ему памятник. Источник: https://nashural.ru

 

 

Александр Николаевич родился в семье ялуторовского купца Н. Я. Балакшина 26 октября 1844 года. Он окончил первую всесословную школу для мальчиков, открытую в Ялуторовске по инициативе декабриста И. Д. Якушкина. Его отец, Николай Яковлевич, был человеком широкого кругозора. Между ним и декабристами установились приятельские отношения. Глава семьи оказывал ссыльным большую помощь в организации школ в Ялуторовске, всемерно содействовал их просветительской деятельности. Всё это благотворно сказалось на развитии молодого Балакшина.

 

 

Окончив в 1860 году с серебряной медалью гимназию в Тобольске, 15-летний юноша поступает в Казанский университет и активно включается в общественную жизнь, участвует в студенческих беспорядках. Итог – исключение из университета в октябре 1861-го с драконовской формулировкой «за революционную деятельность» и высылка в Ялуторовск под надзор полиции. Но он и здесь продолжил революционную деятельность среди рабочих Падунского завода. Дважды бежал из ссылки, но неудачно, за побеги был посажен в тюрьму.

 

 

Начало биографии вполне типичное для профессионального революционера, и Балакшин мог пойти после первого ареста по тюрьмам и ссылкам в борьбе за народное счастье, как это произошло со многими людьми его поколения, но, очевидно, посчитал, что его путь созидания для достижения этой цели будет более плодотворным.

 

 

Путь созидания

 

 

Передовой человек своего времени, революционер и бунтарь по натуре, Александр Николаевич смог направить свою энергию на созидание. Союз сибирских маслодельных артелей – уникальное явление в экономической жизни царской России, соединившее в себе свободу предпринимательства и поддержку государства, защиту национальных интересов державы и крестьянства – самого массового социального слоя на тот период.

фото из архива А. Л. Вычугжанина.

Достояние всей России

 

 

По окончании ссылки несостоявшийся студент сделал еще одну попытку получить высшее образование и поступил в Военно-медицинскую академию, но, видимо, поняв, что это не его призвание, курса не закончил. По семейным обстоятельствам он поселился в селе Логовушка Курганского уезда Тобольской губернии, где совместно с А. И. Ванюковым открыл крахмало-паточный завод, создал при нем метеорологическую станцию, опытное поле по акклиматизации различных сортов картофеля, ввел 6- и 7-польные севообороты, собрал коллекцию местных почв.

 

 

Для человека, не имеющего специального сельскохозяйственного образования, тем более городского жителя, всё это были неординарные шаги. Но главным его детищем стало создание в 1907 году Союза сибирских маслодельных артелей, самой крупной на тот момент кооперативной организации в России, объединившей под своим крылом производство, переработку и сбыт сибирского масла под известным брендом «Белый лебедь».

 

 

В вагонах-ледниках этот продукт в массовом количестве хлынул по России и за её границы, в том числе в традиционно маслодельные страны. В этой связи Член совета Тюменского отделения Российского исторического общества, доктор исторических наук Александр Вычугжанин отмечает: «Датские фирмы в начале века потратили полмиллиона рублей, чтобы помешать кооперативной организации Балакшина выйти на международный рынок. Эта история чем-то напоминает современные санкции против России».

 

 

Но благодаря воле, профессионализму Балакшина все препятствия удалось преодолеть и представить на мировой рынок продукт, конкурирующий с лучшими мировыми образцами». К 1917 году Союз объединял 2,5 миллиона артельных заводов и лавок, 600 тысяч крестьянских хозяйств с 3-миллионным поголовьем скота, имел годовой оборот в 160 миллионов рублей.

Ad 3
Advertisements

 

 

 

В 1910 году сибирские кооператоры открывают заграничную контору в Берлине, в 1913-м – в Лондоне. Такая же контора была создана и в Ялуторовске. В распоряжении ССМА находились заводы, склады машин, мастерские, мельницы, магазины, транспортные средства. Торговля составляла 1/3 всего оборота Союза и оценивалась в сотни тысяч рублей.

 

 

Десятки инструкторов оказывали практическую помощь крестьянам-маслоделам. Для повышения квалификации мастеров отправляли в Данию и Англию, в сибирских городах проводились выставки молочной продукции, сельхозинвентаря, созданные лаборатории определяли качество масла. Союз издавал газеты и журналы, специальную литературу по маслоделию, открыл школы и курсы мастеров маслоделия, участвовал в многочисленных благотворительных акциях по оказанию помощи малоимущим.

 

 

Промышленные товары, продовольствие, оборудование, сельхозмашины Союз покупал через свои закупочные пункты, которые были во многих крупных городах России и за рубежом. За рубежом развитие кооперации в России до 1917 года называли русским чудом.

 

 

К сожалению, вскоре страна погрузилась в пучину революции и гражданской войны, и динамичное развитие сибирской кооперации было прервано. Тем не менее, как отмечают многие исследователи, и в эти трагические годы Союз сыграл огромную роль в обеспечении населения продуктами и товарами первой необходимости. Взяв на себя функции органов распределения, кооператоры смогли предотвратить товарный и продовольственный голод.

 

 

«Скромный сеятель»

 

 

К тому времени Александр Николаевич жил в Англии и управлял филиалом Союза, а потом по возрасту отошел от дел. Его дело перешло к сыну. В одном из писем того времени основатель Союза подвел итог своей деятельности: «Я был скромным сеятелем, и мне уже не дожить до того светлого дня, когда могучее кооперативное движение объединит всё сельское население Сибири и перестроит всю деревенскую жизнь на новых началах. Я твердо верю в скорое наступление этого дня и вперёд благословляю».

 

 

Этому завету не суждено было исполниться. Новая власть сделала все, чтобы дореволюционная кооперация прекратила свое существование. Неприятие Советской власти сибирскими кооператорами вызвало ответную реакцию большевистского руководства. Декреты комиссаров и их мероприятия разрушили фундамент сибирской кооперации.

 

 

В феврале 1920 года ССМА ликвидировали. Решением Сибревкома от 3 февраля 1920 года его центральная контора в Новониколаевске и масляный отдел Закупсбыта были объединены в секцию по молочному хозяйству Сибирского отделения Центросоюза. А на следующий год не стало самого Балакшина. Он упокоился на Хайгейтском кладбище Лондона.

фото из архива А. Л. Вычугжанина.

По случаю его кончины один из отцов русской кооперации профессор Александр Анцыферов писал в некрологе: «Он сумел победить обычную недоверчивость и косность крестьянской массы, пробудить в ней живой интерес к кооперативному делу и улучшению своего хозяйства, сумел и поставить дело с самого начала на вполне реальную, деловитую почву. И результаты получились блестящие. Скотоводство и молочное хозяйство Западной Сибири начало развиваться быстрыми шагами».

 

 

 

Автор: П. Белоглазов.

 

Loading