Семья Габовых переселилась в корткеросский поселок из Воркуты, раньше глава семейства занимался торговлей, сейчас — производит чай, который продается во многих магазинах республики и даже за пределами региона. Предприниматель не собирается останавливаться на достигнутом и намеревается производить клюкву в сахарной пудре и соки. Источник: https://www.bnkomi.ru

 

Идея открыть производство по переработке иван-чая пришла Алексею Габову три года назад во время поездки в Китай. Тогда он с супругой решил привезти домой местного чая. Но китаец-гид посоветовал обратить внимание на то, что растет на их родине. По его словам, чай приносит пользу, если он растет в тех же местах, где живут люди, и пить его надо постоянно.

 

 

— Он нам сказал, чтобы мы ехали домой и нашли то, что пили наши предки, именно такой чай и будет приносить нам пользу. Тогда-то мы и поняли, что одно из направлений — это производство иван-чая, — рассказал Алексей Габов во время экскурсии  по новому цеху.

 

 

Предприниматель изучил литературу и даже отнес образцы местного иван-чая на исследование в Институт биологии Коми научного центра УрО РАН. Поначалу научный сотрудник отнесся к растению пренебрежительно, назвав его сорняком. Но потом сам позвонил Алексею Габову и пригласил на встречу. Оказалось, что в «сорняке» содержится много полезного. Теперь у предпринимателя есть заключение с перечислением 25 приносящих пользу веществ, которые сохраняются при производстве чая из этого растения.

 

 

В 2018 году семья получила грант в размере 1,5 млн рублей на строительство цеха по переработке иван-чая. Плюс к тому — добавили своих 300 тыс. рублей. Министр сельского хозяйства и потребительского рынка Коми Анатолий Князев, осмотрев готовое помещение, заявил, что деньги потрачены не зря.

 

 

— Это абсолютно новое направление для нас, до этого мы не вникали в эту тему. Сбором растений и ягод в деревнях занимались всегда, но тут мы видим совершенно иной подход к переработке продукции, — отметил министр. — Это и объемы, и внимание к качеству, и красивая подача покупателю.

 

 

Министр напомнил, что до революции Россия поставляла иван-чай в Европу, и он пользовался там популярностью. А сейчас крупные мировые производители стремятся не пустить этот продукт на рынок, ведя тайную войну за сохранение своих позиций.

 

 

По словам Алексея Габова, иван-чай — неприхотливое растение, встречается повсеместно и растет в любую погоду. Единственное ограничение — собирать листья надо в сухую погоду. Из-за того, что в этом году солнечных дней было мало, выйти на запланированные объемы не удалось, но все равно иван-чая набрали за 20 дней столько же, сколько за пару месяцев в прошлом году. Бывали дни, когда принимали на переработку до 370 килограммов сырья.

 

 

Сбором иван-чая занимаются жители Аджерома и соседних населенных пунктов — Пезмога, Важкурьи, Приозерного. За килограмм листьев платят 20 рублей, в этом сезоне за день получалось до 1,5 тыс. рублей. От населения принимают не только иван-чай, но и листья черной и красной смородины, малины, зверобой, ягоды рябины, черемухи. А также  чернику, шиповник, клевер. Когда пойдет брусника, то станут закупать и ее.

 

 

По соглашению с министерством, цех по выпуску продукции надо открыть до ноября, однако Алексей Габов уверен, что торжественное открытие состоится уже в сентябре. Большинство помещений нового здания уже вовлечены в производственный цикл, другие дорабатываются (например, еще не полностью готова кухня для персонала).

 

 

Принимают сырье у населения на входе в цех — в комнате стоит короб, куда высыпаются листья или ягоды, чтобы можно было проверить их качество. Если все в порядке, сырье взвешиваются, и сдатчикам выплачиваются деньги.

 

 

После этого листья иван-чая и других растений переносят в помещение, где они должны завялиться, этот процесс длится от 9 до 12 часов.

Ad 3
Advertisements

 

 

В следующей комнате идет переработка — там стоят похожие на мясорубки агрегаты, которые превращают иван-чай в листовой или гранулированный чай.

 

 

После переработки все складывается в ведра — и начинается процесс ферментации. Чай «бродит» в емкостях, приобретая характерный запах. После этого его отправляют в сушильные камеры.

 

 

Сушилки — это два больших шкафа китайского производства. Каждая рассчитана на 120 килограммов одновременной загрузки. Предприниматель подсчитал, что ежедневно можно перерабатывать полтонны иван-чая, но столько в этом году не приносили. Сушка происходит при температуре не более 90 градусов, если это ягоды — то не более 70 градусов. На иван-чай уходит шесть часов, на ягоды — 10-12 часов.

 

 

По словам Алексея Габова, они соблюдают все технологии, чтобы сохранить полезные свойства чая и ягод — ни в коем случае нельзя пересушивать или передерживать. Он добавил, что сушеные ягоды полезнее, чем замороженные.

 

 

На складе готовой продукции стоят два пресса, которые купили для производства соков. В них закладывается 20 литров ягод, и в течение десяти минут раздувающаяся резина выдавливает из них все соки. Жмых не выкидывается — его сушат и потом добавляют в чай для аромата.

 

 

Помещение, где стоят мониторы, на которые выводится картинка с 13 видеокамер, является офисом. Здесь же расположен стеллаж с готовой продукцией. Это и наборы в деревянных коробках, и красивые туеса, и прочные банки, и добротные пакеты. В них — гранулированный и листовой чай, простой и с добавками: чабреца, морошки, листьями малины, чаги, пихтой, брусникой, смородиной. Всего производится более 20 наименований.

 

 

Чай продается по всей Коми. Его закупают магазины из Ухты, продают в фирменных магазинах СЛВЗ в Сыктывкаре и торговой сети «Матö». Недавно был заключен договор с сетью магазинов «Малышка» и «Оливье». Часть продукции отправляется в Санкт-Петербург.

 

 

Алексей Габов считает этот проект долгосрочным и не рассчитывает, что он окупится уже через год-два. Кроме того, он вынашивает планы по совершенствованию процесса производства — например, заказал оборудование для автоматической расфасовки чая. Сейчас все делается вручную. Еще одна идея — производить пакетированный чай, к которому уже все привыкли и который можно будет продвигать через кафе.

 

 

Рядом с цехом стоит большая морозильная камера, где предприниматель собирается хранить сырье, чтобы в течение года производить клюкву в сахарной пудре. Скорее всего, этот процесс запустят в следующем году.

 

 

Еще одна задумка — получать ягодный концентрат для производства соков и сиропов. В дальнейшем, возможно, займутся и выпуском холодного иван-чая — исследования показали, что без консервантов он хранится до десяти суток и хорошо утоляет жажду.

Loading