Во Львовском сельском поселении нет крупных предприятий и организаций, соответственно, рабочие места тоже отсутствуют. И единственным занятием для сельчан является сельское хозяйство. Кто-то выращивает картофель, овощи, цветы. И лишь немногое держат животных, ибо знают: проблем это доставляет немало.

 

Но есть те, для кого животноводство является не только спасением и средством выживания, но и делом всей жизни. Отказаться от него просто так люди уже не могут.

 

Летом мы писали о Елене Харыбиной из хутора Пороно-Покровского, которая занимается молочным животноводством и жалуется на отсутствие пастбища. Оказалось, что её проблема знакома и другим жителям поселения. Так, в редакцию обратился Анатолий Баканов из села Львовского, у которого тоже сложности с выпасом бурёнок.

 

Анатолий Баканов — местный житель, родился и вырос в селе Львовском, в простой семье рабочих. Любовь к животным у Анатолия была с детства. Будучи семилетним мальчишкой, он привёл домой от бабушки тёлочку. Помимо Красотки, у Бакановых были ещё две дойные коровы, а также птицы, поросята.

 

Наш герой не понаслышке знает, какой у фермера нелёгкий труд. Наравне со взрослыми он управлялся с хозяйством: заготавливал сено, кормил животных, чистил сараи. Тогда-то родители и поняли, что в семье растёт настоящий помощник и будущий фермер.

 

Определяться с профессией парню долго не пришлось, по окончании школы он точно знал, кем будет. Поступил в зооветеринарный техникум «Венцы-Заря», где отучился на ветеринара. Там же познакомился с будущей супругой Татьяной.

 

После третьего курса Анатолия забрали в армию, в Чечню. В горячей точке он пробыл больше года, получил два ранения. Вернувшись домой, окончил техникум, женился и устроился работать в Брюховецкий район на молочный комплекс ООО «Лебяжье-Чепигинское».

 

Но вскоре предприятие начало разваливаться, и Анатолий ушёл служить по контракту в Краснодар в роту охраны. Хоть служба и нравилась, но ничто не могло заменить любовь к животным. Поэтому с супругой они завели хозяйство.

 

Как признаётся Анатолий Баканов, бизнес шёл в то время на ура. Он успевал и на службу ездить, и дома управляться. Татьяна занималась переработкой молока. В 2003 году Баканов устроился работать в северский РОВД. Хоть он и часто болел (сказалась служба в Чечне), вопреки протестам врачей животноводство не забросил. Понимал: другого дополнительного заработка ему в селе не найти, тем более что большая часть денег уходила на лекарства. А выйдя на пенсию, он и вовсе полностью ушёл в это дело и расширил хозяйство.

 

 

По словам фермера, больших проблем с пастбищами в селе Львовском раньше не было. Когда-то в каждом из пяти стад было по 200 голов, а администрация бесплатно выделяла землю под выпас. Но с 2000 годов рогатых начали вырезать: появилось такое заболевание, как лейкоз. Пастбище во Львовском площадью 60 гектаров начали делить. Часть отдали фермерам под посадку картофеля, а часть — 30 гектаров  — для выпаса коров.

 

 

— В прошлом году мне сообщили, что земельный участок для выпаса коров нужно взять в аренду, — рассказывает Анатолий Баканов, — иначе за бесплатный выпас грозит штраф или административный арест.

Ad 3
Advertisements

 

 

Тогда Анатолий нашёл другой участок, площадью 4,5 гектара рядом со своим подворьем. Однако вместо 4,5 гектара, которые он просил в администрации, ему дали лишь полтора — и под выпас, и под сенокошение. Так как другого выхода не было, он согласился. Хотя понимал, что для 21 головы этой земли очень мало.

 

 

— Это поле давно бы заросло деревьями, — с горечью говорит Анатолий Анатольевич. — Но я всё спилил и привёл в порядок. Вообще мне положено 30 гектаров, но мне бы хватило и четырёх с половиной. Поле ведь это всё равно никому не нужное. Почему мне не могут выделить остальные три гектара — не понимаю. В 2000 году у нас в крае была программа «Культурное пастбище», благодаря которой можно было пасти коров бесплатно.

 

 

В прошлом году ЛПХ Анатолия Баканова было признано одним из лучших в крае по животноводству. Благодарность за свою деятельность он получил из рук губернатора края. Но фермер явно не испытывает головокружения от успеха. Оттого и недоумевает: выходит, что он лучший фермер, а содержать коров негде.

 

 

— Это же как минимум странно: нет земли для фермерства, — отмечает Баканов. — А без неё ты никак не выкрутишься и не поднимешь дело, какая бы техника ни была.

 

 

Сегодня у фермера на подворье восемь дойных коров, нетели, быки — всего 21 голова. Молоко, а также творог, брынзу, сметану, сыр, масло он продаёт на рынке во Львовском. Но в основном люди заказывают на дом или приезжают за «молочкой» к нему домой.

 

 

Несмотря на возникшую проблему, желание заниматься животноводством у сельчанина не пропало. Он всё-таки надеется, что ему выделят пастбище для выпаса и сенокошения.

 

— Это было бы мне большим подспорьем, так как все деньги от продажи молока уходят на покупку кормов и сена, — говорит Анатолий Баканов. — Только в этом году я купил сена на 80 тысяч рублей, но его не хватит, придётся докупать. Также я исполнил бы свою мечту — расширил бы хозяйство и построил большой коровник, купил бы доильные установки. Но главное — перешёл бы из ЛПХ в КФХ. Это нужно для того, чтобы у меня появилась возможность получить грант, который мне не дают именно из-за отсутствия в собственности земли.

 

Вообще, я считаю, что развитию молочного животноводства в поселении мешает безземелье. Сейчас именно из-за отсутствия пастбищ коровами почти никто не занимается. Хотя это очень прибыльный бизнес, у которого большие перспективы. Ведь сейчас популярна так называемая экологичная продукция, а лет через десять она и вовсе станет редкостью, но в то же время хорошим заработком для фермеров.

http://северскийрайон.рф

Loading