Фермера Инсафа Шарафлисламова в Ермекеевском районе знают практически все. Крестьянское хозяйство он создал в сорок с лишним лет, на что не каждый решится. Развивал его, тесно сотрудничая с жителями близлежащего села и активно экспериментируя при выращивании культур. К примеру, советовался со специалистами, но в итоге рисковал, делал по-своему и получал хороший результат. Но даже если что-то не выходило, здоровый азарт заставлял двигаться дальше. Источник: https://resbash.ru

 

 

Из школы — в сельское хозяйство

 

 

— Сам я из семьи интеллигентов: мама работала в школе, папа, тоже педагог по образованию, в районной газете. А меня почему-то всегда тянуло в сельское хозяйство, — поясняет Инсаф Шарафлисламов, пока мы едем на «УАЗ Патриоте» вдоль засеянных полей. — У меня, правда, тоже образование педагогическое — окончил Бугульминский индустриально-педагогический техникум по специальности «техник-механик сельского хозяйства». Семь лет проработал в школе в Ермекеево мастером производственного обучения.

 

 

Там было свое учебное хозяйство с комплектом техники — тракторами, комбайном, грузовыми автомобилями, и школьники под его руководством обрабатывали 100 гектаров земли. А вообще, работал на комбайне с 14 лет, сначала помощником комбайнера, потом самостоятельно.

 

 

Несколько лет Шарафлисламов трудился на своем «КамАЗе» — возил цемент для блоков, сахарную свеклу.

— Когда в 2014-м ввели санкции, набрался смелости и в 2016 году оформил землю, заручившись помощью брата, — вспоминает он. — Начинал с 230 гектаров. Земли были залежные, долгое время не обрабатывались. Купили с братишкой трактор — не маленький МТЗ, а сразу помощнее, Т-150. За лето землю вспахал, а на следующий год посеял гречиху, подсолнух, пшеницу.

 

 

Сейчас у Инсафа Шарафлисламова 670 гектаров земли, из них засеяно 550 гектаров. По словам фермера, обрабатывать меньше смысла нет: без больших объемов покупатели зерна с тобой даже не разговаривают. Расширился и ассортимент: к вышеперечисленным культурам добавились ячмень и лен.

 

 

Тут надо сделать небольшое отступление и рассказать, как фермер строил отношения с местным населением.

— Когда речь зашла о предоставлении земли, глава администрации района отправил меня в Суккуловский сельсовет, в село Купченеево, — вспоминает Шарафлисламов. — Это удмуртское село с очень трудолюбивыми жителями.

 

 

В семь утра приезжаешь — все уже работают, заводят трактора, деревня гудит, как рой. Дома красивые, в каждом дворе техника, держат много скота, только в стаде триста голов. Живут хорошо, кредитов не берут, пьют мало, разводятся редко. Однако чужих они сразу не принимают.

 

 

Поначалу купченеевцы не хотели отдавать свои земельные паи в аренду фермеру: привыкли, что на них пасется стадо. Инсаф Шарафлисламов пошел им навстречу и оставил под пастьбу целое поле. Местных жителей стал привлекать на работу: они обрабатывают часть площадей, а фермер помогает им по осени с фуражом. Старается не злоупотреблять химией и использовать неопасные препараты, чтобы не навредить пчелам. Народ эти усилия со временем оценил и стал относиться к фермеру с пониманием. И он  за поддержку местным жителям очень благодарен.

 

 

Экологичная гречиха

 

 

— Ячмень в этом году раньше времени пожелтел, но урожай будет, — отмечает Шарафлисламов, остановившись возле колосящегося поля. — В прошлом году никто не верил, что выйдет что-то путное, однако мы собрали 30 центнеров с гектара.

 

 

Подсолнух у фермера не гибридный, сорта «енисей», но ничем не хуже: крупный, красивый. Гибридный несколько раз химией обрабатывать надо, а для пчел это опасно, да и затрат получается намного больше, поясняет он.

 

 

Экологически чистая у фермера и гречиха.

— Посевную провели малым количеством техники, растянув по срокам, — отмечает Шарафлисламов. — Гречиху сеяли в июне. Взяли элитные семена, внесли сложные удобрения. Если хорошей цены не будет, выиграем за счет урожайности.

 

 

Часть поля в качестве эксперимента посеяли по стерне ячменя, обработав сплошным гербицидом. Поле каменистое, если пахать — камни выворачивает. Вот и решились на нулевой посев, то есть без вспашки. И ничего, растет! Единственная беда — в конце июня ударили заморозки, часть поля пострадала, пришлось подсевать.

 

 

— В прошлом году по такой же технологии сеяли ячмень. Так бывалые механизаторы за голову хватались, считая, что мы сошли с ума, — смеется фермер. — Потом ходили присматривались: посевы-то хорошие, даже не скажешь, что поле непаханое. Конечно, прежде чем начать эксперимент, тему изучал, советовался с агрономами и учеными, заходил на фермерские форумы.

 

 

Что касается самого острого вопроса — выгодных культур, то и здесь у Шарафлисламова свое мнение.

Ad 3
Advertisements

— Да практически все культуры рентабельные, — отмечает он. — Все зависит от урожайности и объемов. Сельхозпроизводители часто «бегают» от одной культуры к другой, однако спрос есть на все, было бы что продавать.

 

 

Бывают, конечно, годы, когда цены падают. Вот, например, в 2017 году гречиха весной стоила 40 рублей, а осенью — 5: цены уронил Алтайский край, где был очень хороший урожай. Я ее придержал и сдал за 8 рублей. В прошлом году осенью она за 20 — 22 рубля шла, в этом году весной цена доходила до 30 рублей.

 

 

Стабильно хорошая цена на тот же подсолнечник: построили много больших заводов, спрос есть. Однако поля из-за этой культуры деградируют, подчеркивает фермер.

 

 

— Есть ли поддержка от государства? — спрашиваем его.

— Государственные программы есть, — отвечает он. — Но чтобы получить поддержку, надо выполнить определенные условия. К примеру, внести удобрения в нужных количествах или использовать элитные семена. Чтобы получить помощь на технику, надо обязательно покупать новую. А средств на это не хватает: самый дешевый трактор стоит 2 млн рублей. Чтобы обновлять технику, надо иметь большой оборот, а для этого увеличивать площади.

 

 

Большая часть господдержки достается крупным хозяйствам, тем же агрохолдингам, сетует фермер. Спасибо, помогла администрация района, в свое время предоставившая стартап в 300 тысяч рублей. На эти деньги Шарафлисламов купил трактор «Беларус», правда, не новый. В прошлом году в дополнение к двум тракторам и зерновозу удалось приобрести комбайн, но тоже бывший в употреблении.

 

 

Молодая смена

 

 

Очень волнует фермера и вопрос кадров, даже не в своем крестьянском хозяйстве, а в принципе.

— Сейчас трактористов и механизаторов младше 45 лет не найдешь, в основном это пенсионеры и люди предпенсионного возраста, — отмечает Шарафлисламов.

— Молодежи нет вообще. А как ее к труду в сельском хозяйстве приобщать? Мы еще подростками на комбайне начинали работать, а сейчас это вообще нереально.

 

 

Вот и не знает молодежь крестьянского труда и норовит уехать в город. Между тем труд в сельском хозяйстве при правильном подходе тоже может быть интересным и творческим.

 

 

Счастливое исключение — дочь фермера Карина, которая уже сейчас пошла по стопам отца. Несмотря на юный возраст, а девочке только 14 лет, она целыми днями с папой в поле и претендует на звание его первой помощницы.

— В семь утра из дома выезжаем, возвращаемся в час-два ночи, — поясняет Инсаф Шарафлисламов. — Карина всегда со мной в машине, напоминает, куда надо заехать, где что забрать. Но главное — дочка все своими глазами видит и вникает во все проблемы.

 

 

В последнем мы убедились сами, когда фермер затормозил возле поля, край которого остался необработанным. Тракторист Юрий Константинов как раз занимался дискованием почвы под посев будущего года. Карина у машины не осталась, а вместе с отцом отправилась к дяде Юре, с которым у фермера завязался чисто профессиональный разговор.

 

 

— Я рад, что дочь этим интересуется, — подчеркнул Инсаф Шарафлисламов. — Окончит школу, получит образование и будет работать в сельском хозяйстве.

Карина при этих словах согласно кивнула головой: да, мол, правильно.

 

 

Автор: Галина ТРЯСКИНА.

 

 

Loading