Многие деревни могут похвастаться своими детьми, которые, выпорхнув из родного гнезда в большую жизнь, стали кто знаменитыми, кто богатыми, а кто и богатыми, и знаменитыми одновременно. Но не все дети помнят свою малую родину, отчего и деревень – позабытых-позаброшенных – меньше не становится. Посему особенно приятно вдруг после прошлых наших не очень радостных путешествий в умирание и ветшание попасть в процветание: добротные дома, яркие ворота, резные наличники, полные краснобоких яблок сады… Любо-дорого посмотреть-полюбоваться, вдоль да по космической улице прогуляться…  Источник: http://protatarstan.ru

 

 

 

КОСМИЧЕСКАЯ УЛИЦА

 

 

Центральная улица Гагарина, получившая своё имя в честь знаменитого космонавта Юрия Гагарина, почти сразу же после его первого полёта в космос, в 1961 году, соединила дерев­ню Таишево с Кукмором, и с той поры они – единое целое. Молодёжь и не знает, что Кукмор начинался с Таишево. А старожи­лы на вечный вопрос: «Что было раньше: курица или яйцо?» всегда ответят… «Таишево!» Таишево постарше да поглавнее нынеш­него районного центра было.

 

 

 

 

НАЧАЛО НАЧАЛ

 

 

Если заглянуть в архивные данные, то чёрным по бело­му там начертано, что уже в 1741 году существовала татар­ская деревня Таишево. А Кук­мора тогда и в помине не было. Был на месте нынешнего Кук­мора медеплавильный завод аж 1780 года рождения – Таи­шевский завод назывался. Обе­спечивал Российское государство медью – 1600 пудов в год выда­вал на-гора! Самому Емельяну Пугачёву на нём пушку отливали! А в 1812 году Таишевский завод снабжал оружием добровольцев Отечественной войны с францу­зами.

 

 

В 1830 году значительную часть рабочих Таишевского заво­да перевезли на Урал. Переселен­цы в память о своём татарском Таишево образовали под Екате­ринбургом деревню Таишевка. Родной же их Таишевский завод сгорел в 1851 году. На его месте появился Кукмор. А валенка­ми, которые сейчас знамениты на всю Россию, кукморяне уж по­том занялись…. В общем, попали мы в начало начал.

 

 

 

МЕДИЦИНСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

И хотя сейчас Таишево Кукмо­ром величают, на той самой ули­це Гагарина, которая соединила два населённых пункта, стоит со­вершенно себе самостоятельный ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), как в самостоятельной деревне.

 

 

– Сюда приходят жители близ­лежащих домов укол сделать или на перевязку, первичную помощь получить, неотложную, – рассказывает фельдшер Рушат Сул­таншин. – До районной больницы далековато добираться, особенно пожилым.

 

 

ФАП здесь необычный. Во-пер­вых, стоит он во дворе жилого дома, окружённый цветочками, ка­челями и баней. Во-вторых, назы­вается оздоровительным центром и носит женское имя – «Фатыма».

 

 

 

 

ФАТЫМА

 

 

– Это в честь мамы нашего од­носельчанина назвали, – объясняет Рушат и, приглашая в свои меди­цинские владения, показывает фотографию той самой Фатымы, которая приветливой улыбкой встречает всяк сюда входящего – и больного, и здорового.

 

 

 

 

 

– Фатыма Хисамутдиновна проработала в Кукморской цен­тральной больнице медсестрой почти 40 лет. Вот в этом доме она жила, – показывает Рушат. – Оказывала медицинскую помощь всем, кто рядом жил. У кого что слу­чится – бегут сюда: «Фатыма апа, помогите! Ребёнок заболел!» Ни­кому не отказывала.

Ad 3
Advertisements

 

 

Её сын Рамил Усманович Хабриев, профессор и академик Российской академии наук, после её смерти, не желая расставаться с родным домом, передал его для больницы, что­бы в нём жили врачи. А во дворе вместе со своим другом Рустэмом Магдеевым, председателем совета директоров ООО «Фарммедполис», решили поставить ФАП, чтобы жи­тели сюда по привычке за необхо­димой медпомощью обращались. Так получился оздоровительный центр «Фатыма»… Да вот Кадрия эби идёт, она вам лучше расска­жет – она вместе с Фатымой Хи­самутдиновной работала.

 

 

КАДРИЯ АПА

 

 

Перепоручив нас лёгкой, как оду­ванчик, бабулечке, юный фельдшер убегает по своим неотложным ме­дицинским делам – делать уколы.

– Мне уж 80 лет, а Фатыме 100 ис­полнилось бы в этом году, – говорит Кадрия Вакиповна Валиуллина. – Если будете задавать наводящие вопросы, я много чего о ней рас­сказать могу. Но только после 1966 года – я ведь с этого времени тут работать начала, а она – с 39-го. Многому меня научила и она, и По­лина Константиновна – старшая медсестра, и врач Раиса Аглеев­на… Безотказно учили меня. Когда ещё Таишево отдельной деревней было, на Верхней улице мало жило народу. А Гагарина полная была. И с обеих улиц к ней – хоть день, хоть ночь – ходили сюда, она всех при­нимала, лечила, никому не отка­зывала, потому что она была одна медработница здесь. Троих детей воспитала, всех в люди вывела, все медики. Со свекровью дружно жила, хорошая у них была семья, все их помнят. А вот про мужа не помню…

 

 

МЕСТО ПОМОЩИ

 

 

– Отец умер, когда мне шесть лет было, – вспоминает Рамил Хабриев, научный руководитель НИИ им Семашко. Профессор из Мо­сквы часто приезжает на родину, встречается с друзьями детства, с од­носельчанами. Да и они по привычке звонят знаменитому земляку, чтобы получить квалифицированную по­мощь, если вдруг что заболит. Он, как и мама Фатыма, никому в кон­сультации не отказывает. Выслушает, даст совет, поможет.

 

 

– Старший брат, чтобы помогать матери, после 7-го класса пошёл ра­ботать, сестра поступила на курсы медсестёр. Благодаря им я поступил в мединститут, – рассказывает Ра­мил Усманович. – А благодаря маме все мы трое выбрали медицинскую профессию. Этот дом и ФАП – память о ней. Хотелось сохранить это место таким, каким оно было при маминой жизни. Местом медицинской помо­щи. Наш дом ведь у всех ассоцииро­вался с мамой, а значит, с местом, где обязательно помогут, спасут, облегчат боль. Мама, даже будучи на пенсии, делала односельчанам уколы, пока могла. Кукмор растя­нут в длину, рейсового автобуса нет, в больницу идти далеко, и все идут к нашему дому, за здоровьем. Сколь­ко поколений таишевцев и кукморян ходили сюда лечиться!..

 

 

Мы с профессором из Москвы ещё долго пытаемся понять, поче­му умирают деревни и как их спа­сти от этого естественного процесса умирания…

 

 

НЕ БРОСАЙТЕ МАЛУЮ РОДИНУ

 

 

– Вымирание деревни – это НЕ естественный процесс, – катего­рически не соглашается он. – Я поч­ти пять лет не был на родине и, ког­да приехал, поразился тем преоб­разованиям, которые здесь про­изошли. Большинство не хочет уезжать с этой земли, им комфор­тно, они получают от этой жизни удовольствие. Есть люди, которые уезжают за образованием – это хо­рошо. Так идёт развитие человека. Плохо, когда люди уезжают из‑за колбасы или из‑за того, что туалет на улице. Деревня не умрёт, если о ней помнить и заботиться. Даже если ты уже там давно не живёшь. Нужно помогать своей малой ро­дине – она тебя воспитала. Бросать нельзя. Кто‑то называет это бла­готворительностью, кто‑то – ме­ценатством, для меня это просто память о маме.

 

 

 

 

– Деревня не умрёт, если о ней помнить и заботиться. Нужно помогать своей малой родине – она тебя воспитала, – считает Рамил Хабриев.

 

 

Автор: Татьяна Вафина.

 

Loading