Вряд ли во всей России можно найти ветеринарного врача, который оставался бы в своей профессии дольше Алексея Игнатьевича Юматова. «Айболиты» с учеными степенями, что и сегодня учат профессии ветеринара студентов, здесь не в счет. Ведь Алексей Игнатьевич Юматов, которому в октябре этого года исполнится 81 год, только несколько месяцев назад оставил работу практического ветеринарного врача на ферме. Всего любимому делу он отдал 61 год!

 

Узнав  об этом удивительном человеке, мы поспешили к нему в поселок Восход Старошайговского района Мордовии. Наш путь пролегал мимо села Рязановка, в котором и родился Алексей Игнатьевич, а несколько лет назад в окрестностях села был построен современный животноводческий комплекс.

 

Но почти вся трудовая жизнь заслуженного ветеринарного врача Республики Мордовия Алексея Юматова связана с поселком Восход. В котором никогда не было шикарных хором для коров, а сегодня из семи коровников пригодны для содержания животных только три.

 

С недавних пор у фермы с поголовьем более 500 животных новый собственник. С его приходом всего за полгода показатель надоев на корову сравнялся с результатом, которого добивались за весь год. Досадно лишь, что дорогу до фермы животноводы и при новом хозяине продолжают пока преодолевать в резиновых сапогах. Вот и Юматов, собираясь на ферму,  уже в третий раз за день натягивает на свои ноги «всесезонную» не только для поселка Восход, но и очень многих пока российских сел и деревень обувь.

 

Пешком за знаниями!

 

В конце 50-х годов прошлого века, когда А.И. Юматов пришел на работу в совхоз «Восход», хозяйство относилось к республиканскому тресту «Свинопром». 7 тысяч свиней на  фермах составляли ему славу одного из самых крупных свиноводческих хозяйств Мордовии. Было в совхозе и полторы тысячи голов КРС.

 

 В школьные годы Юматова в Рязановке была только школа-семилетка, но сыну колхозного пчеловода и рядовой колхозницы очень хотелось получить среднее образование. Ближайшим местом, где можно было окончить 10 классов, был районный центр Старое Шайгово, до которого 17 километров. Алексей Юматов каждый понедельник с ранними петухами и в любую погоду отправлялся пешком в неблизкий путь. Все три года учебы жил на съемной квартире, и только в конце недели тоже пешком приходил ненадолго домой.

 

Кукуруза — часть его биографии

 

Но вот учеба в школе позади. Алексей возвратился в Рязановку, где почти два года в составе комсомольско-молодежного звена из семи человек «прописывал» на колхозном поле совершенно новую для этих мест сельхозкультуру — кукурузу. То, как именно это тогда делали, в наши дни вызовет улыбку. Но это так и было, и не только в Рязановке!

 

«В апреле кукурузные семена сеяли в горшочки с землей, которую мы мешали с перегноем. Выросшую рассаду держали в специально выделенном для нее домике, а в конце мая сами высаживали на шести гектарах, поливали. Но как ни старались, кукуруза все равно не вызревала», — вспоминает об этом периоде своей жизни А.И. Юматов.

 

В ветеринары — из десантников

 

А потом была служба в армии, которую Юматов проходил в десантных войсках. Хоть он и невысокого  роста, однако отобрали Алексея для службы в элитном подразделении, и отцы-командиры ставили его в пример. На его счету 26 прыжков с парашютом! Едва касались ноги земли, как нужно было минометному расчету десантников, в составе которого был Юматов, поразить условную цель. И не было у него на военной службе случая, чтобы поставленная отцами-командирами задача осталась невыполненной.

Ad 3
Advertisements

 

Уже после армии, окончив с отличием сельскохозяйственную школу, Алексей Юматов пришел работать ветсанитаром в совхоз «Восход» и продолжил образование заочно в зооветеринарном техникуме. К окончанию учебы он был уже главным ветврачом, а через несколько лет стал и заместителем директора совхоза.

 

Но попал в серьезное ДТП, и после долгого лечения попросился на должность зоотехника, а через некоторое время вновь возглавил ветеринарную службу. После того случая Алексей Игнатьевич предпочитает передвигаться исключительно на своих ногах, и ежедневные физические нагрузки, считает он, позволяют и в столь почтенном возрасте ощущать себя максимум лет на пятьдесят.

 

Поголовье животных в хозяйстве прибавлялось с каждым годом, и неудивительно, что работы у ветеринарных специалистов всегда было много. Все понимали, что лучший путь к сохранению поголовья животных — профилактика заболеваний среди них.

 

И в этом коллеги полагались не только на лекарства, но и на лекарственные растения, которые всем коллективом собирали по ближайшим окрестностям. В районе нет, пожалуй, ветеринарного специалиста, который больше, чем Алексей Игнатьевич Юматов, применял бы в своей работе лекарственные травы. В особом же почете у него овес, настой из которого, для повышения иммунитета, выпаивает всем новорожденным телятам.

 

По стопам отца

 

А несколько лет назад Юматов освоил и новую, очень эффективную методику, помогающую повышать невосприимчивость молодняка к неблагоприятным условиям содержания и недугам. Ее подсказала отцу дочь Наталья Алексеевна, выпускница Московской ветеринарной академии имени К.И. Скрябина. Она заведует ветеринарным отделением сельскохозяйственного техникума в Рязани.

 

— Наташа сама выбрала профессию ветеринарного врача, я не настаивал. Но все равно думал — может, найдет наша дочка для себя что-то полегче? — предугадал наш вопрос Алексей Игнатьевич. — У нас с супругой Антониной Федоровной три дочери, и все сами решали, какое для себя дело в жизни выбрать. Старшая, Елена окончила в Москве Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Средняя, Галина — педагогический институт, живет и работает в Саранске.

 

Дети  не забывают родителей. Отцу, пока работал, постоянно говорили: «Отдохни уж, хватит работать!» А он в ответ: «Так я разве ради денег работаю? Не могу представить себя без ветеринарии, с которой, можно сказать, меня не просто связала, а повенчала жизнь».

 

И Алексей Игнатьевич, распрощавшись теперь, казалось бы, уже навсегда со своей любовью, продолжает и сейчас спешить на помощь животным. Даже ночью, когда и молодежи ой как нелегко покинуть теплую постель! Ведь односельчане, как и раньше, продолжают к нему идти, когда нужно полечить скотину.

 

Не сам ветеран ветеринарии, а они рассказали мне давний уже случай. Как-то обидел Юматова больше, чем словом, односельчанин, а спустя неделю мужчина сам пришел среди ночи к доктору: «Игнатьич, спаси нашу корову!» В этих словах были одновременно и осознание мужиком своей вины, и его надежда на прощение. А для Юматова жизнь и здоровье животного  уже неизвестно в какой раз оказались выше всяких обид.

Валентин ПИНЯЕВ.

Loading