«Я по жизни — колхозник», — с улыбкой говорит житель села Старая Райчиха в Бурейском районе Владимир Коновалов. Главой КФХ Владимир Николаевич стал в 2016 году, хотя разведением коров молочной породы начал заниматься еще в 1980-х. Сегодня майор в отставке строит ферму, вкладывая в новое дело все заработанные от продажи молока деньги, и надеется увеличить поголовье в хозяйстве до 50 буренок. Источник: https://www.ampravda.ru

 

 

Своими силами

 

 

В Приамурье семья Коноваловых переехала в начале 1990-х. Первое время Владимир Николаевич работал трактористом, шофером, потом устроился в МВД. Кроме Старой Райчихи, в ведении участкового были села Безозерное, Алексеевка, Асташиха. Десять лет назад Владимир Коновалов ушел на пенсию и занялся сельским хозяйством основательно. Вместе с родными оформил землю в общедолевую собственность, а три года назад решил зарегистрировать КФХ и заняться разведением коров молочной породы.

 

 

— В 2016 году мы получили грант от минсельхоза области на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства — полтора миллиона рублей. На эти деньги купили 10 племенных телочек, которых привезли в Приамурье из Красноярского края. Сейчас у нас в стаде 40 голов, 15 из которых дойные, — рассказывает фермер. — Вся работа в хозяйстве — на мне и на плечах супруги. Хоть нам и не привыкать, но рук на все не хватает. Еще одного человека на работу взяли. Дети, когда приезжают, помогают. Мы готовы толкового человека нанять, но кто хочет зарабатывать на жизнь, тот сам на земле трудится. У нас в Старой Райчихе большая часть населения — пенсионеры, так что попросту выбирать не из кого.

Хозяйство Коноваловых — единственное молочное предприятие на всю округу. За сентябрь надои в КФХ составили почти 3 000 литров.

 

 

— Когда в нашем селе был совхоз, проблем с выпасом коров не существовало. Теперь все земли в частных руках предпринимателей, которые заняты в основном выращиванием сои. Животноводам при всем желании развернуться негде. Мы обрабатываем 277 га. На зиму 120—130 тонн сена запасти нужно. В прошлом году еще овес сеяли, а в этом просто сил на все не хватило, — разводит руками Владимир Николаевич. — Средства гранта позволили также пополнить парк сельхозтехники: купили два трактора, комбайн, косилку. Техника, конечно, не новая, но с задачей пока справляется. Машины в исправном состоянии нужно поддерживать постоянно. На покупку запчастей только за одну неделю сенокоса пришлось 3,5 тысячи рублей потратить. Я по образованию механик, так что ремонт тоже на мне. Еще сосед Анатолий Николаевич помогает. А дойкой жена занимается.

 

 

За мужем уехала из столицы

 

 

Викторина Коновалова жила в Москве до того, как вышла замуж за Владимира Николаевича и уехала вместе с ним в Казахстан. Жительнице российской столицы на новом месте все премудрости ведения сельского хозяйства пришлось постигать с азов.

— Я даже не знала, как растет петрушка и укроп. В первый год огород так прополола, что вообще ничего не выросло, — смеется женщина, которая сегодня запросто справляется и с грядками, и с поголовьем. — Сначала свекровь показала, как корову доить. Так всему потихоньку и научилась. Мы всегда хозяйство большое держали — и коровы были, бараны, свиньи, кролики. Когда сюда приехали, сбережения в покупку животных вложили. Выживали в 1990-х за счет продажи молока. Ко всему привыкла. Летом просыпаюсь, когда на часах еще нет четырех, на дойку.  Некоторые коровы молоко аппарату «не отдают», приходится доить вручную.

Ad 3
Advertisements

 

 

Все доходы — в строительство

 

 

Несколько лет назад Коноваловы на заработанные упорным трудом деньги построили просторный дом, в котором есть все для комфортной жизни. Но отдыхать люди, много лет работающие на земле, не привыкли. Сейчас Владимир Николаевич на собственные средства строит новое здание фермы неподалеку от своего дома на улице Советской. Строение размером в 360 квадратных метров в перспективе станет домом для полусотни буренок.

— Когда мы переехали в Старую Райчиху, на нашей улице было много жилых домов. Постепенно селяне разъезжались, а дома их разбирались на дрова, хотя постройки были еще крепкими и вполне пригодными для жизни. Наш дом, наверное, единственная новостройка за много лет в селе, — говорит Владимир Николаевич. — Все доходы от молока мы теперь в стройку фермы вкладываем, на оплату кредитов пенсия уходит. На себя остается немного. А еще внуков хочется подарками порадовать, детям помочь.

 

 

На новой ферме, как рассчитывают супруги Коноваловы, заработает система навозоудаления, будут установлены автопоилки для животных, так что работать животноводам станет не так тяжело.

 

 

— Я рассчитывал землю под ферму оформить по программе «Дальневосточный гектар». Но оказалось, что из-за наложения границ участков это сделать невозможно. В администрации сказали, что всему виной — сбой в программе. Чтобы его устранить, нужно обращаться в суд, — с горечью констатирует предприниматель. — У нас целый год из-за этой путаницы стройка простаивала, так как на дальневосточном гектаре начинать строительство можно только после оформления земли. Ждать, когда будут устранены чужие ошибки, нам просто некогда. В этом году, пока дожди не давали выйти на сенокос, я крышу перекрывал. Уже больше 300 тысяч в ферму вложил, и еще раза в два больше требуется.

 

 

«Без дела сидеть не умею»

 

 

Без серьезных инвестиций развивать животноводство в маленьком селе, где живут в основном пенсионеры, не легко, признается аграрий из Старой Райчихи. Владельцу небольшого хозяйства получить в банке кредит под невысокий процент сегодня почти невозможно, так что думать о перспективах своего дела с годами немолодому фермеру становится все труднее.

 

 

—  Закупочная цена на наш продукт не повышалась последние три года. Как поднялась с 24 до 32 рублей, так с тех пор не меняется, хотя в магазине стоимость пакета молока все это время только растет. Но выбора у фермеров нет, поэтому производители на все соглашаются, — вздыхает Владимир Коновалов. — Увеличение поголовья хотя бы до 50  требует дополнительных вложений. Поэтому пока я на отдаленную перспективу не загадываю, но и без дела сидеть тоже не умею. Уж лучше работать и честно зарабатывать на свой кусок хлеба, чем жить, не имея никакой цели. 

Loading