Чтобы рассказать о селе Андреевка Большеигнатовского района Мордовии, не обойтись без шаблоного: «Было у отца три сына…». По существующей легенде, взрослые сыновья отправились из отчего дома, и каждый из них основал по селу, которые получили затем названия по именам своих основателей. Так появились здесь села Большое Игнатово, Чукалы, Андреевка.
Второе в Большеигнатовском районе по численности жителей село Андреевка известно и тем, что в его окрестностях находится знаменитый Андреевский курган — выдающийся археологический памятник древнемордовской культуры 1-2 вв. н. э. Но мы приезжали в Андреевку совсем по другому, но тоже имеющему отношение к древним уже традициям поводу.
«Свахань пряка»
Одна из таких традиций — проведение по всем старинным канонам мордовской свадьбы, обязательный атрибут которой — главный свадебный пирог. Печет его сваха, и она же, когда с родней и гостями жениха приезжает за невестой, угощает своей выпечкой всех, кто пришел на торжество. Особую для такого случая выпечку так и назвали — «свахань пряка», что с эрзянского языка переводится как «свахин пирог».
Уже много лет главная стряпуха главного свадебного пирога в Андреевке — Валентина Геннадьевна Куманева. Рассказывая о себе, она призналась, что с детских лет очень мечтала о профессии медика. Но после ранней смерти отца пришлось помогать матери, работая в колхозе. Окончила училище в Саранске по специальности «повар-кондитер-швея», после чего была некоторое время в колхозе поваром.
Перетянула-таки Валентину Геннадьевну медицина! И хотя не стала она, как о том мечтала, фельдшером или медицинской сестрой, а работала санитаркой — сначала в районной больнице, потом в Андревском ФАПе, женщина на судьбу не жалуется. Работой ее всегда и везде были довольны, мир и лад у Валентины Геннадьевны и в семье, в которой замечательный муж и два взрослых уже сына.
Преемница крестной матери
А вот о том, чтобы печь свадебные пироги, Валентина Геннадьевна как-то и не задумывалась вовсе. Здесь тоже вмешался в дело случай.
— Несколько лет назад женился у меня племянник, и на его свадьбе я была свахой, — рассказывает Валентина Геннадьевна. — Но вся сложность была в том, что в Андреевке сваха — не просто как генерал на свадьбе. Особое ее положение подчеркивает даже одежда, в которой сваха предстает перед гостями и поет им песни собственного сочинения. А еще она должна испечь свадебный пирог, который в доме невесты передает матери девушки. Мать невесты кладет его на рушник, а едят пирог всем миром на второй день свадьбы.
С одеждой у Валентины Геннадьевны проблем не было. В селе, в котором очень трепетно хранят все, что связано со стариной и национальными традициями, раздобыть красивый наряд нетрудно. К тому же, у швеи по профессии и свое платье на этот случай в сундуке хранилось.
А вот с пирогом было куда труднее. Пироги для домашних у женщины получались отменные, но для таких, особых случаев она их никогда не пекла. Пришлось Валентине Геннадьевне попросить свою крестную, а по-эрзянски, «коку», Веру Степановну Кутурову испечь свадебный пирог. «Нет, так не пойдет, — ответила на ее просьбу кока, которая на всю округу славилась своим кулинарным мастерством. — Раз положено самой свахе испечь пирог, ты так и сделай. Ведь ты сама кулинар и повар. А я тебе помогу советом».
Так они и поступили. А получившийся пирог до того понравился свадебным гостям, что с той поры уже ни одна свадьба не обходится в Андреевке без ритуальной выпечки Валентины Геннадьевны. Кроме главного пирога, к такой выпечке относятся и очень вкусные булочки. Их в русской печи в жару березовых дров выпекает тоже сваха, а бросает гостям на свадьбе невеста. И каждый из гостей, особенно девушки, стараются на лету поймать булочку в руки.
Вскоре Валентина Геннадьевна стала в селе преемницей своей крестной. Просят ее сельчане на свадебное торжество испечь пирог по заказу, и она никому не отказывает, денег за работу тоже не берет. «Для меня главная награда — радость от того, что моя работа нужна. А еще больше радуюсь, когда свадьбы продолжаются крепким и счастливым браком».
Теперь и сама она уже не может уже точно сказать, для скольких свадеб стряпала пироги. «Много было свадеб. Жаль, что теперь их у нас в селе, да и в районе с каждым годом их все меньше и меньше».
Все — со значением и смыслом
Важно, говорит андреевская стряпуха, свадебный пирог не только умело испечь, но и украсить. В этом ей помогает соседка Нина Васильевна Кечемайкина. Она лепит из теста цветы, фигурки животных и птиц. Вся эта красота очень быстро, чтобы тесто не успело опасть, укладывается на пирог и вместе с ним отправляется в печь. А уже после того, как пирог готов, его украшают конфетами, крашеными яйцами, цветами из фольги. При этом ни один элемент пирога и его украшения не оказываются на нем «просто так», все здесь имеет свой смысл и значение.
Прежде всего, пирог обязательно должен быть круглым, что символизирует собой солнце в бесконечном круговороте жизни. Края пирога украшает заплетенная коса — это символ замужества. По его краям располагаются
и цветы, у каждого из которых также свое значение: роза — символ девичьей чистоты и красоты, ветка калины — знак любви и плодовитости, пшеничные колосья — благополучие, достаток и плодородие, пара лебедей — преданность и верность в семейной жизни.
Пирог для свадебного ритуала и готовится по особым правилам. Выпекать его могут лишь женщины с веселым характером, у которых есть не менее двух своих детей. Но ни в коем случае — не вдовы.
Приступать к работе стряпуха может лишь в хорошем настроении и только со светлыми мыслями, чтобы через пирог, не дай Бог, не передалась молодоженам негативная информация. Ведь кусок «правильного» пирога должен дарить им счастье, достаток, возможность иметь много детей, а не обременять разными невзгодами. Мастерица очень старается, чтобы в готовом пироге не было никакого изъяна, как, например, кособокости, трещинок, все в нем должно быть идеально правильной формы.
Валентин ПИНЯЕВ.
Республика Мордовия.
Уважаемые читатели! Обращаемся к вам с просьбой материально поддержать сайт «Деревенское хозяйство». Будем благодарны за любое, даже небольшое пожертвование. Средства нужны для оплаты создания нового, более функционального сайта с последующей его регистрацией в качестве сетевого периодического издания. А также – для выплаты гонораров авторам оригинальных материалов. Имена всех жертвователей будут публиковаться на главной странице сайта. Там же будет размещаться и информация о том, куда и на что расходуются полученные средства.
Готовы ответить на любые ваши вопросы. Просьба присылать их на адрес repinhotel@list.ru
Пожертвования просьба направлять на счет Сбербанка 5336 6900 5079 0585 Михаил Николаевич
С уважением, команда сайта «Деревенское хозяйство» http://dhoz.ru