Я бы хотел отделить проблемы, связанные с надеждами на возрождение Русской деревни, от проблем Русских провинциальных городов.  

Не случайно делаю акцент именно на этом, поскольку разговоры о необходимости возрождения Русской деревни считаю запоздалыми. Именно «Русская деревня» уже разрушена. Источник: http://ruskline.ru

 

 

Давайте смотреть на вещи трезво.

Для того, чтобы заставить горожан кардинальным образом менять свой жизненный уклад, необходимо, чтобы люди были мотивированы как минимум экономически и мировоззренчески.

Горожанин, переезжая из города в деревню, должен быть уверен в том, что его работа с утра до вечера будет вознаграждена соответствующим образом.

 

 

Т.е. этот человек должен не просто обладать прекрасным физическим здоровьем и навыками крестьянского труда, необходимыми для эффективного ведения фермерского хозяйства, но и отлаженным рынком сбыта своей продукции, что обеспечило бы достижение экономических целей переезда из города в деревню.

 

 

Но практика показывает, что экономически более успешными являются не крестьяне-фермеры, а агрохолдинги, т.е. капиталисты, использующие труд наёмных работников. И трудно себе представить, чтобы фермер мог экономически конкурировать с капиталистом, использующим труд батраков. Ну, если назвать вещи своими именами, то наёмных рабочих нужно позиционировать именно в таком качестве. Не думаю, что русские патриоты, искренне болеющие душой за возрождение Русской глубинки, желали бы видеть себя и своих близких в качестве обычных наёмных рабочих агрохолдингов.

(Хотя я ничего не имею против такого способа решения проблемы продовольственной безопасности государства, нужно же быть реалистами).

 

 

Но обычно, говоря о возрождении Русской деревни, речь заходит даже не о фермерстве, но о некой попытке возрождения деревенской общины. Думаю, что в таком случае акцент будет перемещаться с экономической мотивации на идейную.

 

 

И действительно, некоторое количество наших единомышленников сознательно выбирают бегство из города в глушь. Но надо понимать при этом, что люди, поступающие таким образом, воодушевлены либо эко-идеологией, либо мотивированы антиглобалистскими побуждениями.

 

 

Тут вспоминаются 90-е годы, когда нормой в православном сообществе – неофитском тогда ещё – был культ выращивания огурчиков. И вот обладатели одного или нескольких высших образований устремились на лоно природы, не подозревая ещё того – какой объём непривычного физического труда им просто необходимо будет совершать ежедневно без праздников и выходных.

В качестве необходимого, но недостаточного.

Ad 3
Advertisements

 

 

Не предполагали и того, что такие общины будут подвергаться и собственно духовным искушениям – от элементарного сектантства до неоязычества. Мало того, что были переломаны судьбы людей, так ведь ещё и в городах – в научных и культурных организациях – были освобождены места под солнцем для представителей других народов и культур. А потом мы жалуемся на засилье тех или этих.

 

 

И вот, говоря о бегстве из агломераций, я бы – исходя из личного опыта – советовал не искать потаённого Китеж-града, а селиться в райцентре, где можно относительно недорого (по столичным меркам) купить и достроить частный домик с некоторым количеством землицы. И пытаться прилагать некоторые усилия к тому, чтобы спасти то, что ещё можно спасти. Имею в виду уездные наши городки, райцентры. Здесь же можно неподалеку организовать и семейное крестьянское хозяйство.

 

 

В райцентрах есть не только бесперебойная мобильная связь, но тут пока ещё есть поликлиники, и поэтому не нужно будет убивать целый день для того, чтобы решить элементарный вопрос медицинского характера. Это, кстати, одно из необходимых условий для того, чтобы можно было говорить о реализации многодетности. Я знаю, о чем говорю, потому что сам многодетный отец. Потому что здоровье сейчас у нашего народа отнюдь не богатырское, и приводить эпические примеры рожаний в стогу сена я бы поостерёгся.

 

 

И потом, если мы хотим, чтобы русские дети могли конкурировать с детьми других народов России, мы должны дать возможность получить ими более-менее нормальное образование. Которое деревня сегодня дать просто не может в принципе.

 

 

А вот райцентр – может. Художки-музыкалки-секции-кружки – всё это есть в райцентрах, но ничего этого нет в деревнях.

 

 

Потому что если дети городского «крестьянина-конвертита» не захотят жить в деревне, а захотят получать какое-то иное образование, то каков будет у них багаж знаний?

 

 

И что, опять будем винить тех или этих?

 

 

Автор этих строк совершенно сознательно переселился в своё время из большого города в городок провинциальный, ибо мотивирован был вещами идеологического порядка. Моя жена переселилась в городок провинциальный из умершей деревни (и куда она не вернётся ни за какие коврижки), руководствуясь даже не экономическими мотивами, а вопросом выживания.

 

 

И наш опыт однозначно говорит о том, что жить можно не только в Москве и Питере, но и в Новозыбкове, и этот Новозыбков можно и должно спасти от исчезновения в самом обозримом будущем. А вот разговоры о реанимации общинного деревенского уклада считаю утопическими и не полезными. Если, кончено, мы хотим что-то сделать, а не поговорить.

 

 

Павел Вячеславович Тихомиров, публицист, общественный деятель, помощник главного редактора «Русской народной линии»

Loading