Руководитель хозяйства назвал три причины, из-за которых гречка урожая 2019 года может «плавать» в цене. Источник: https://vesti22.tv

 

 

– Надо бы всем, кто задаёт вопрос о цене на гречку, спуститься на землю и посмотреть, где мы живём, в каком государстве и как. Ведь у нас рыночная экономика, а основа рыночной экономики – это частная собственность на средства производства, охраняемая государством. И второе: здоровая хорошая конкуренция.

 

 

Буду говорить популярно или даже немножко вульгарно: чего много – то дёшево, чего мало – то дорого. Вот сегодня такая ситуация сложилась с гречихой почему? Во-первых, её основной производитель – Алтайский край, где-то процентов 60 по России он занимает. А посеяли в этом году гречихи на 200 с лишним тысяч га меньше. Все увлеклись высокомаржинальными культурами, которые пропагандировались у нас. И в четыре раза больше посеяли рапса, чечевицы, больше льна и прочих культур. Естественно, гречихи посеяли меньше. Это первая причина.

 

 

Вторая причина в том, что в нынешнем году урожайность гречихи гораздо меньше была. Я хочу сказать, что эта культура не простая: бросил в землю, и она вырастет, как сорняк. Это не так. Гречиха очень капризная культура, теплолюбивая, а в нынешнем году лето было холодное. Ночи особенно были холодные. Я всегда контролирую работу химиков, обработчиков посевов. И вам скажу: в нынешнем году если две ночи была выше +15 градусов температура, то не больше. Это очень плохое состояние для гречихи, ей нужно тепло. И поэтому её собрали меньше намного. Это вторая причина.

 

 

И третья: и в Европе нынче, и в Челябинской области, и в Татарстане тоже урожая нет. И, естественно, гречихи сегодня нет. А раз нет, она стала дороже. Делаются же государством интервенции на пшеницу, на горох. Ну, включите вы в интервенционную культуру и гречиху, и закупайте её, когда она стоит 5-6 рублей. Ведь когда 5-6 рублей, никто не волнуется. Как только она чуть поднялась, сразу начинается шум.

 

 

Я помню, в 2010 году два Госсовета собирали по поводу этой гречихи, когда она до 56 рублей подскочила. Вот нынче опять зашумели. Гречиха и должна стоить не меньше, чем рис, потому что её производство очень сложное. Мы построили завод по переработке крупы, там только на одном заводе стоит 68 двигателей, не считая котельной.

 

 

Все разговоры, что товаропроизводители сговорились, неправильные. Я читал выступление товарища Маслова из «Граны». Неправильно он говорит, что мы сговорились. Не можем мы сговориться, нас тысячи в крае.

 

 

Я вот работаю больше 30 лет и гречихой занимаюсь, у нас большие площади гречихи, и ни одного раза ко мне никто не обратился: «давайте поддержим», ещё что-то. И ни одного раза я ни к кому не обратился. Мы не можем. А вот переработчиков немного на рынке, крупных игроков человек 5-6. Ну, десяток от силы. Вот они свободно сговариваются, они свободно объявляют, например, в понедельник на рубль или на два ниже цену на ту или иную продукцию. Молочники точно так же поступают.

 

 

То, что мы жирком покрылись – такое выражение там есть, – это тоже неправильно. Ведь даже если мы сегодня имеем дополнительную прибыль от этой гречихи, мы же можем только пустить её в производство. Есть, конечно, и среди нас маргиналы, люди, которые хотят хватануть всё, я не говорю, что всё это чисто. Но основная масса работает, развивается. Потому что, если я не буду ежегодно вкладывать в развитие своего хозяйства по 70-100 млн рублей, то я буду стоять на месте или двигаться назад. И обязательно обанкротимся или ликвидируемся.

 

 

Мы сегодня что имеем: дизельное топливо по 50 рублей, электроэнергия по 6 рублей. Мы имеем страшно дорогой газ. И мы же молчим. Мы покупаем, вот я в год примерно расходую по 600 тонн дизтоплива на всё моё производство. И только на ГСМ в год мы примерно до 40 млн расходуем. Я не помню ни разу, сколько работаю, чтобы было понижение цены на электроэнергию, на газ, на дизельное топливо или ГСМ. Я не помню такого. А вот гречиха плавала от 56 до 5 рублей.

Ad 3
Advertisements

 

 

Ненормальное явление, я согласен, но надо так поставить вопрос: её нормальная стоимость, я считаю, от 20 рублей и выше. Ну, до 25. При такой стоимости гречихи, при её урожайности от 15 – это уже очень хорошо. 15 центнеров с га – при такой урожайности и при тех затратах, которые мы имеем на неё, мы же её обрабатываем, она стоит этого. У меня урожайность в этом году меньше 15 центнеров с гектара. Слышал, у кого-то и 20. Может, одно поле.

 

 

Вот мы её сеем 4 тысячи га. С 4 тысяч га мы примерно собрали по 13 центнеров, 13,7 центнера точно. Вот всё. Были отдельные поля 17-18, но до 20 ни одного не было. Мы не за то, чтобы такие прыжки были – от 5 до 50, это неправильно, это не рыночная экономика, это какой-то хаос.

 

 

В этом году первая цена была объявлена 8 рублей. Да, местными переработчиками, мы её и продавали по 8 рублей. Первую партию, тонн 150, продали по 8 рублей. Потом мы её продали по 13, по 17. Последнюю, самую дорогую партию мы продали по 23 рубля. Сейчас у нас пока нет необходимости такой, мы её не держим, мы её продали примерно процентов 30 от произведённой.

 

 

Да, у нас сегодня ещё есть 2 с лишним тысячи тонн на продажу. И мы её держим не потому, что ждём какую-то суперцену, мы её просто держим, потому что сегодня люди ушли в отпуск, закончилась вся работа, у нас есть деньги на счету. Подойдёт время, отдохнут, придут, и будем снова продавать.

 

 

В прошлом, позапрошлом году много гречихи мы продавали за границу. В нынешнем году ни одного центнера мы не продали за пределы России. Мы только здесь своим производителям продаём. Свой завод иногда обеспечиваем, если есть необходимость. И продаём, кто приезжает. Челябинск сейчас просит, Татарстан просит, «Увелка» откуда-то с Европы тоже. Наши здесь просят, и новосибирские, и все остальные тоже.

 

 

Всё крутится вокруг цены: для нас надо подороже, для них надо подешевле. Я не вижу на этом никакого наживательства, рвачества, сговора. Всё нормально, всё должно так быть. Я вам гарантирую, что на следующий год с весны все наши товаропроизводители, которые кинулись на высокомаржинальные культуры, все засеют площади гречкой. Ведь рапс и всё остальное засеяли за счёт площадей гречки.

 

 

Я вам гарантирую, на следующий год высокомаржинальной культурой будет считаться гречиха. И цена на неё упадёт, если не будет интервенций со стороны государства, она упадёт до 5-6 рублей. Надо сказать, что по пшенице, по гороху, овсу уже года 3 стабильная цена. Ну, в нынешнем году она процентов на 10-15 выросла, но это нормально. Это в пределах инфляции, в пределах повышения на всё остальное.

 

 

Если даже фермеры чуть-чуть больше получат от этой гречихи – разве это плохо? Ведь сегодня товаропроизводитель в самых тяжёлых условиях работает. Его доля в продукции, которую люди кушают, до 10% в цене, которая есть. Хоть литр молока возьмите, булку, печенье, что угодно. Если начнём подсчитывать от цены печенья или от булки хлеба, которая продаётся, там 7% нашего. При чём тут мы? Если 7% мы, остальные 93% – другие: переработчики, транспортники, пекари, продавцы, налоговики и все остальные.

 

 

Сегодня обвинять нас в каком-то сговоре, рвачестве совершенно неправильно. Некорректно это, нехорошо. Спрогнозировать очень тяжело. Я думаю, не должна цена выше 30 рублей подняться. Или даже упадёт. Всё зависит от спроса. Палка о двух концах, я вам честно скажу. Может так случиться, что к Новому году она и упадёт, и может рухнуть даже. Но объективная обстановка говорит о том, что она будет держаться, потому что гречки нет, она ниоткуда не поступит.

 

Loading