Деревня Малый Турыш расположена примерно в 200 км от Екатеринбурга. Равиль Санжапов унаследовал там пасеку. Чтобы не бросать дело отца, мужчина оставил бизнес в городе и переехал в Малый Турыш. Источник: https://vc.ru

 

 

Большого спроса на мёд не было, пасека приносила больше, чем удавалось продать. Как быть с мёдом — придумала дочь Равиля Гузель. Девушка к тому моменту закончила факультет мировой политики МГУ, имела опыт работы в крупной столичной IT-компании и небольшой собственный бизнес — производство галстуков и бабочек из итальянских тканей.

 

 

Гузель предложила взбивать мёд и добавлять в него ягоды, чтобы он не засахаривался. Это старая методика, которую придумали в Канаде. В 2013 году Гузель вложила собственные деньги в покупку первого оборудования в Германии — примерно 300 000 рублей. Спустя месяц была готова первая партия крем-мёда. Её продали на городском маркете еды в Екатеринбурге. Опыт оказался успешным, и новый бизнес заработал. Фактическим управлением занимается Гузель.

Первые рецепты предприниматели разрабатывали сами путем проб и ошибок. Но уже линию косметики создавал профессиональный технолог.

 

 

Люди помогли

 

 

До 2019 года производство крем-мёда еще называлось Cocco Bello — под таким брендом Гузель шила бабочки. Продажи шли через сайт, на фестивалях еды и через ритейл, в том числе на стенде в московском торговом центре «Цветной». После 2016 года производство бабочек сошло на нет, а мёд стал основным направлением Cocco Bello.

 

 

Когда для расширения бизнеса понадобилось 150 000 рублей на сушилки для ягод, помог краудфандинг, причем собрали 454 000 — в три раза больше, чем просили. Вторая кампания краудфандинга помогла построить первый цех. Затем собрали деньги не только на расширение бизнеса, но и на строительство в деревне площадки для сбора мусора, игровой зоны для детей и скважины питьевой воды.

 

«Малый Турыш» на AliExpress

 

 

В 2019-м начался ребрендинг: иностранное название Cocco Bello заменил более близкий российскому уху «Малый Турыш». По словам Санжаповой, настало время гордиться своим домом. В 2020-м бренд начал работать с маркетплейсами.

 

 

Серьезной мотивацией для развития нового направления стал кризис из-за пандемии коронавируса. На AliExpress Санжапова рассчитывает проверить конкурентоспособность бренда и расширить дистрибуцию.

 

 

По её словам, в сравнении с другими маркетплейсами, открыть магазин на AliExpress было быстрее и проще. Из минусов — интерфейс сайта, который порой не полностью переведен на русский язык. Справиться со сложностями помог российский менеджер AliExpress. Магазин открыли, не потратив ни копейки, если не учитывать работу менеджеров, говорит Санжапова.

Ad 3
Advertisements

 

 

Пришел на маркетплейс, но остался собой

 

 

Несмотря на то, что бренд происходит из удалённой деревни, качественный дизайн упаковки и айдентика очень важны для «Малого Турыша». Свою страницу на AliExpress оформили как полноценный интернет-магазин — в отличие от других продавцов, которым обычно хватает баннера с логотипом. Продукт должен выглядеть хорошо, потому что это ценит аудитория, говорит Санжапова: людям нужны полезные и натуральные продукты, но при этом чтобы они и выглядели красиво.

В качестве другого важного элемента айдентики бренда Гузель называет личный контакт с аудиторией: например, каждому клиенту предприятие рассылает подписанные от руки открытки, а также видеосообщения лично от Гузель. Она сама развозила первые заказы по Москве, чтобы услышать реакцию и комментарии клиентов. Реакции, отзывы и публикации в интернете и социальных сетях помогают бренду становиться более известным. Контекстной рекламой для продвижения «Малый Турыш» ни разу не пользовался, а в соцсетях продвигается лишь иногда — на маркетинг бренд тратит не больше 100 000 рублей в год.

 

 

Сверхзадача

 

 

С самого создания основной целью «Малого Турыша» было находить решения для социальных проблем в деревне. Во-первых, он обеспечивает местное население работой, а во-вторых, улучшает инфраструктуру.

 

 

Свои основные продукты — варенье и крем-мёд из земляники, травяные сборы — «Малый Турыш» производит из того, что растёт в округе. Для сбора ягод привлекают местных жителей, в том числе из соседних деревень. В этом году предприятие ожидает около 300 сборщиков: для многих это хорошая возможность заработать, чтобы собрать ребёнка в школу или попросту выжить, говорит Санжапова. Один человек за день на сборе ягод может заработать до 1500 рублей. У постоянных сотрудников зарплата достигает 17 000 — хорошие деньги по местным меркам: почтальон, который сейчас работает в «Турыше», получал около 10 000 рублей и работал на 8 — 11 деревень.

В деревне строится общественный центр. В нём «Малый Турыш» намерен учить жителей деревень тому, как создать своё дело. В центре появится также пекарня и небольшая гостиница. Проект поддержала в том числе группа «Чайф»: в 2018 году она сыграла концерт в деревне.

 

 

Социальная миссия отличает бренд от других, считает Санжапова: клиенты понимают, что, покупая мёд, они решают важную задачу. А когда они получают заказ — качественный и красивый (в отличие от многих социальных товаров), становятся ещё более лояльными.

 

 

Планы на будущее

 

 

В 2019 году оборот предприятия составил 21 млн рублей. Следующая цель — распространить опыт Малого Турыша на другие деревни. Понять, как это сделать, поможет общественный центр: он должен поработать около двух лет, чтобы стало понятно, какой путь выбрать, говорит Санжапова.

 

 

Главное сейчас — запустить образовательную программу, считает Гузель. Тогда можно будет оценить и экономический, и социальный эффект бизнеса и общественного центра. С точки зрения производства «Малый Турыш» тоже развивается: в этом году он готовит к выпуску три новых продукта, в том числе варенье из малины и жимолости.

Loading