«Рыба — в пруду, грибы — за домом. Все в шаговой доступности», — проводят экскурсию по местности Максим Новиков и Дмитрий Янков. Молодые люди уверяют, что настоящая жизнь кипит не в городе, и даже не на селе, а где-то еще глубже. Несколько лет назад они променяли комфортные городские квартиры на заброшенные дома в давно умершей, забытой богом и людьми деревне Красный Октябрь, что на самом краю Речицкого района. Мы попытались понять — зачем?  Источник: https://news.tut.by

 

 

Последняя на карте деревня закончилась, а вместе с ней и нормальная дорога, дальше машине приходится пробираться лесными тропами. Тропы выводят то к лосиной кормушке, то на грибную поляну, навигатор ругается, мы нервничаем. Но вот, наконец, из-за непроходимых зарослей показывается колодезный журавль, за ним — поседевший от времени дом, затем — еще один… Кажется, мы на месте.

 

 

 

 

В Красном Октябре даже в самые лучшие его времена жить было непросто. Построили поселок в 20-е годы прошлого века переселенцы из соседних деревень — людям нужны были новые земли. Забрались в пойму Днепра, да так далеко, что сами потом пожалели. Дороги часто размывало паводком, в магазины, больницу и школу приходилось добираться на лодках. Неудивительно, что уже в 70-е молодежь из деревни начала массово уезжать туда, где асфальт и универмаги.

 

 

И, если еще в 1959-м, по данным переписи, в Красном Октябре проживало 168 жителей, то в 2004-м осталось всего 10, в основном старики. А к концу нулевых про населенный пункт и вовсе забыли. Хотели сровнять с землей, уже было пригнали экскаваторы, как вдруг откуда ни возьмись здесь появились неместные. Взяли да и выкупили всю деревню. Ну, как всю… четыре дома, которые оставались.

 

 

«Чудаки», — покрутили у виска в сельсовете. «Вот это красота!» — подумали парни и принялись приводить в порядок Октябрь. Начали с названия — переименовали в более патриотичное — Чырвоны Кастрычнiк.

 

 

Максим показывает свое жилище. Перекрыл крышу, провел воду, из сруба соседней хаты, которую сельсовет хотел снести за ненадобностью, построил баню. Завел было гусей, да одних лиса потягала, других — рысь. Особо, говорит, и не расстроился.

 

 

 

Хозяйство и огород изначально не входили в планы переселенцев. У них — другая философия. О ней чуть позже, а пока знакомимся с соседом Максима — Дмитрием, который также совершил побег из города. Учился себе, потом работал, а потом вдруг устал от этой никому не нужной суеты.

 

 

— Здесь всегда есть, чем себя занять. Воды принес, дров наколол, печь затопил, ужин приготовил, уют создал. В городе ты об этом не думаешь, а здесь понимаешь, что на самом деле важно.

— И что же важно?

— А важно то, что ты сам себе хозяин. Своим мыслям, планам, поступкам, действиям. В городе, чтобы что-то сделать, тебе нужно сотни бумаг получить и разрешений, постоянно от кого-то или от чего-то зависеть. А здесь ты пришел, приготовил, починил, построил — все сам, видишь результат своего труда и получаешь от этого удовольствие.

 

 

Кстати, парни не тунеядствуют. У обоих есть работа. Например, Дмитрий по образованию эколог, чтобы не сидеть в офисе, оформил ИП, теперь на удаленке делает экологические паспорта объектов и прочие проекты. В основном работает в интернете, но иногда для заключения договоров приходится выезжать на «большую землю».

 

 

Максим же трудится в «Белоруснефти» вахтовым способом: неделю на работе — неделю дома.

Ad 3
Advertisements

 

Его отец Владимир Петрович любит приезжать к сыну в гости, Октябрь называет дачей и уверен, что мысли о возрождении умершей деревни — утопия.

 

 

— Пойдут семьи, дети — и все заглохнет. Не каждая жена согласится жить вот так, детям нужна школа, а ближайшая где? В Белом болоте — это сколько ж километров?

— Будем решать проблемы по мере поступления, — не спорят со старшим, но и не особо соглашаются парни.

 

 

Кстати, на противоположном краю деревни уже много лет живет их общий друг Кирилл с женой и двумя маленькими детьми. Журналистов семья не жалует, поэтому в гости к нему во время визита в Кастрычнiк мы попасть не смогли.

 

 

 

У Дмитрия и Максима нет планов увязнуть в классической деревенской жизни: во всех этих огородах и хозяйстве. Их стихия — арт-проекты, творческие уикенды, песенные и поэтические вечера, художественные пленэры, образовательные экофорумы, которые они и проводят уже несколько лет в Кастрычнiке.

 

 

Сегодня, к примеру, нынешние хозяева организовали праздник для бывших коренных сельчан «Передача культурно-исторических ключей деревни». Цель фестиваля — восстановить культурно-исторические пробелы.

 

 

— Мы уже здесь несколько лет, но все равно чужаки и ничего о деревне не знаем. Когда собираем здесь людей, нам задают одни и те же вопросы: а кто здесь жил? что это за деревня? сколько было домов? какой образ жизни был у местных? куда все эти люди делись? И нам самим стало интересно, ведь теперь это наша земля, а памяти у нас о ней никакой. Это неправильно, — уверен Дмитрий.

 

 

В итоге парни разыскали тех, кто когда-то жил в Октябре. И в один из уикендов деревня ожила. Приехали Гузовы, Манойлины, Пусевы… Многие из них не были на родине десятилетия. Увидев родную деревню, плакали и обнимали дома.

 

 

 

Кто-то живет в соседних деревнях, но здесь бывает лишь на Радуницу.

 

Люди часами ходили по заросшим улицам, угощались картошкой с грибами из чугунка, которые приготовили теперешние хозяева, и благодарили парней за то, что те сделали то, что не удалось когда-то им — спасли родную деревню от исчезновения.

 

Автор: Елена Бычкова.

Loading