Писатель и журналист Владимир Мартышин перебрался из благополучной Москвы в глубинку Ярославской области. Устроился учителем истории, преподавал в классах, где было всего по пять учеников. Коллеги — вчерашние выпускники. Прошло тридцать лет. Теперь Мартышин — директор той самой школы. Только попасть в нее с каждым годом все сложнее: сюда съезжаются дети и из разных уголков России, и из ближнего зарубежья. Источник: https://ria.ru

Из города — в деревню

 

 

Владимир Сергеевич родом из Новгородской области, сейчас ему шестьдесят шесть. Юность сложилась, как у многих в советские годы: из школы — в армию, после — на завод. В двадцать три поступил в Ленинграде на журфак. В студгородке познакомился с будущей супругой, вскоре они поженились и стали родителями. «Учился, подрабатывал дворником. Дали небольшую комнату, там мы и жили», — вспоминает Мартышин.
Молодые родители получили дипломы, и семья перебралась в Москву. Владимира ждала успешная карьера: в 1986-м его признали одним из лучших репортеров Москвы за освещение катастрофы пассажирского парохода «Адмирал Нахимов». Звали во многие издания, пригласили в престижный тогда литературный журнал «Москва» редактором отдела очерков и публицистики.
Директор школы
Педагог Владимир Мартышин.
Однако проработал он там недолго: «Я увлекался писательством, интересовался российской глубинкой. Мало что знал о жизни в селах, потому и хотел туда перебраться хотя бы на время. Признаться, Москва меня всегда тяготила». Так в 1990-м Мартышины оказались в Ярославской области — Владимир с женой, сын и две дочери. «Остановились в деревне Кучеры Борисоглебского района. Перевезли из столицы все до последней иголки. Уже тридцать лет, как мы здесь, и ни о чем не жалеем».

«Школа будущего»

 

 

Мартышины застали село в плачевном состоянии: колхоз разваливался, заводы закрывались, люди массово уезжали, работы — никакой. Владимир устроился учителем литературы и истории в Ивановском — это в километре от Кучеры. В школе, куда ходили дети из двадцати близлежащих деревень, числилось чуть больше пятидесяти человек. В классах всего по пять учеников, а педагоги — недавние выпускники: высшее образование только у двоих.

«С точки зрения здравого смысла наш переезд был полным безрассудством. Школа, мягко говоря, угасала. К примеру, мы с детьми в Москве вели активный образ жизни: и на фигурное катание их водили, и в художественную студию. А здесь — ничего. Пришлось своими силами все налаживать».

Ad 3
Advertisements

 

В школе открылись кружки (музыка, живопись, хореография), параллельно Мартышин разрабатывал новые программы.
«Здесь — центр святой Руси. Но, к сожалению, местные не очень понимали, на какой уникальной земле живут. Тогда я ввел краеведение. Структура обучения выстроена по-особенному: начинаем с истории школьного двора и дальше по нарастающей — район, область. И в конечном итоге охватываем мир русской деревни во всех ее проявлениях — как она развивается в экономическом и духовном плане».
Школьная линейка.
В 1995-м Владимира Сергеевича назначили директором: «На этой должности люди менялись каждый год, а образовательное учреждение приходило в упадок. Тяжелые были времена, никто и не думал, что мы справимся. Я поставил себе цель: создать школу целостного (всестороннего) развития».
Особое внимание Мартышин предложил уделить истории края и нравственному воспитанию. Местные власти инициативу поддержали.
«В 1996-м мы заключили договор с областным департаментом образования на разработку всякого рода новшеств. Через два года получили статус федеральной экспериментальной площадки — это дало право изменять стандартную программу, — продолжает Владимир Сергеевич. — На тот момент мы были своего рода «школой будущего».

«Учитываем желания каждого»

 

 

Предметы, которые он ввел, уникальны: таких в среднестатистическом учреждении нет. «Например — «Добротолюбие». Изучаем историю духовности русского народа: что хорошо, а что плохо с точки зрения наших дедов и прадедов. Есть курс «Достопамятные люди России» — рассматриваем жизненный путь тех, кто служит для всех образцом. Один из любимых уроков — «Твоя родословная»: дети с большим удовольствием рассказывают о подвигах предков».
В школе также преподают красноречие, каллиграфию, старославянский язык. Помогают освоить робототехнику, 3D-технологии.
«Это малая часть из того, что у нас есть. Учитываем желания и способности каждого, — говорит Мартышин. — Сам, признаюсь, без особого удовольствия ходил в школу. Уже после задумался, что именно неинтересно и как сделать, чтобы дети с радостью посещали уроки».
К примеру, чтобы лучше усваивалась история, в школе воссоздают атмосферу определенной эпохи или ключевого события: «Смутное время, Великая Отечественная война и так далее. Развешиваем на стенах картины, доспехи, выставляем репродукции, проводим тематические мероприятия: показываем спектакли, иногда даже устраиваем балы».
Зимний бал в школе.
Особая гордость — хор: «Уже два года наши воспитанники участвуют в детских патриарших литургиях в храме Христа Спасителя», — рассказывает директор. Есть и свой поисковый отряд: за пятнадцать лет помогли поднять останки более пятисот солдат.

Градообразующая школа

 

 

Сейчас в Ивановском около 160 учеников — плюс дошкольная группа. Общий преподавательский состав — 25 человек, у всех высшее образование. Фактически учреждение — градообразующее предприятие в селе. Многие работают в ней вахтовым методом.

Loading