Тофалары, тофы (тотемическое название: карагасы – черные гуси) — малочисленный тюркоязычный народ, живущий по законам предков в труднодоступных глубинах Восточных Саян. Название «карагасы» советским чиновникам не понравилось, и они убедили представителей этого народа, что человек не может называться «звериным» именем. Таким образом, Карагасия с 1934 года получила официальное название — Тофалария, а ее жители стали тофаларами.

Тофы – удивительный народ с непонятным происхождением, но большинство учёных считают, что они являются осколком большого народа, который когда-то занимал огромную территорию. Возможно, раскол произошел после покорения Тувы маньчжурской династией Китая. Те, кто остались на своих кочевьях в Восточных Саянах, стали называть себя карагасами, впоследствии же — тофами.

На протяжении всего периода наблюдения (с конца 17 века) численность карагасов оставалась стабильной и колебалась в пределах 400—700 человек. Никаких исторических свидетельств о массовой гибели нет, и даже на момент прихода русских в Присаянье численность этого народа была даже ниже современной.

Возможно, сложности по определению происхождения тофаларов связаны с отсутствием своей письменности. Старики из уст в уста передают легенды, но они настолько фантастические, что научный люд воспринимает их как сказки. Вот одна из легенд о происхождении народа.

Легенда о медвежьих братьях

Некогда жили два брата. Однажды они поссорились и один ушёл в лес, превратившись в медведя. От него пошел медвежий род, заселивший тайгу. Второй брат ушёл в верховья реки Уды, сплел сеть и стал рыбаком. Однажды рыбак выловил большую рыбу в озере, из которого вытекает Уда. Рыба оказалась волшебной, так что он женился на ней. Дети второго брата и волшебной рыбы дали начало всему народу. Иногда в истории появлялся третий брат, ставший выдрой. Никаких других сведений о своём происхождении в памяти этого кочевого народа не сохранилось.

Тафалары находятся между верхним и нижним мирами

Они верят в то, что существует хозяин верхнего мира — бог Кудай, нижним же миром правит Эрлик. Люди находятся в среднем мире вместе с духами. Посредниками между духами и людьми являются шаманы. Шаманом могут стать как мужчины, так и женщины. Главное условие — способность «камлять», подниматься в верхний мир или спускаться в нижний. В зависимости от способностей и навыков, шаманы делятся на 12 степеней.

Люди прибегают к помощи шаманов в случае болезней, пропаж или для прояснения будущего. Шаман, распевая ритуальные напевы, входит в транс и это сопровождается стуком в бубен и звоном металлических погремушек. Иногда камлание не прерывается по нескольку часов подряд.

Есть еще интересный ритуал: посвящение лучшего оленя хозяину гор. Шаман красит шерсть оленя синькой или красной охрой. Уши оленя прокалывает и вдевает разноцветные ленты или лоскуты. После обряда олень называется «шаман-олень». Посвященному самцу не спиливали рога, а посвященную олениху позволялось доить, но ездить на таком животном запрещалось даже маленьким детям. Народ верил, что стада с такими оленями находились под особой охраной Даг-Ези – хозяина гор.

Язык

Тофаларский язык относится группе восточнотюркских языков. По переписи населения 2002 г. из 723 тофаларов родным языком владели лишь 114 человек, да и то со значительными заимствованиями из русского и бурятского.

В 1990 году началось национальное возрождение. В школах и детских садах стали учить тофаларскому языку. Для него разработана письменность, изданы букварь и учебные пособия. Кроме того, проводятся попытки возрождения национальных обрядов и традиций. Однако на родном языке говорят все меньше коренных тофаларцев, а вот только на русском- более 55 процентов.

Как добраться

Добраться к тофаларам непросто. Летом- по воздуху, а зимой — на вездеходах. Придется ехать по разбитой грунтовке, преодолевать болота и опасные склоны. Эта «дорога жизни» — единственная нить, связывающая затерянные села с цивилизацией. По ней водители — экстремалы возят тофаларам продукты и медикаменты.

Особенно опасен путь ранней весной. Зимой болота замерзают на глубину до двух метров, но весеннее солнце подтапливает лед сверху, а течение размывает его снизу. Риск продавить тонкий лед тяжелыми машинами и навсегда остаться на стылом дне горной реки, очень велик. Правда, есть один плюс. В толще льда встречаются ямы до десяти метров в ширину и в них можно поймать хищную рыбу таймень. Эта рыбка может вымахать до полутора метров в длину и весить 60 килограмм. Поговаривают, что вылавливали и более крупные экземпляры.

Вот что рассказывает водитель Юрий Гаврилов: «Сейчас еще неизвестно как там наледи. У меня раз было: туда проскочил хорошо, а обратно «Уралы» шли, продавили лед, болото замерзшее».

Ad 3
Advertisements

Главный тофаларец Владимир Лобченко считает, что водителям еще посчастливилось, что провалились они на мелководье. Если бы «Урал» провалился на ямах, где глубина составляет 10-12 метров, было бы гораздо хуже.

Спасательная операция велась до наступления ночи. Впереди — еще 80 километров и было решено оставить провалившийся «Урал» до утра, до приезда тяжелой техники. Только вездеходы смогли вызволить машину из ямы. Конечно, из автомобиля вынули ящик водки – ходовую валюту в столице тофаларов. Остальные машины отправились в опасный путь на «авось повезет».

После 11 часов пути оставшиеся машины въехали в Алыгджер.

Как живут

Еще сто лет назад тофалары вели полукочевой образ жизни. Основными занятиями были охота и рыболовство, а северные группы занимались оленеводством.

Они жили в конических чумах из жердей, крытых берестой, а зимой — шкурами изюбря или лося. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины. Стойбище обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом — до 10.

Мужчины одевались в штаны из шкуры кабарги или козла (летом из покупной ткани), а сверху носили кафтаны с поясом и застёжкой на правую сторону, которые надевали на голое тело. Женщины носили штаны и платья с поясом и разрезом на груди. Дамы надевали также серьги, оловянные браслеты и кольца. Зимой тофалары утеплись тулупами из оленьей шкуры мехом внутрь. Головные уборы: летом войлочные шапочки, зимой меховые шапки-ушанки, которые подвязывались у подбородка.

Еда тофаларов в старые времена была скудной, так как значительную долю своей добычи они отдавали в уплату дани. То, что им оставалось, ели: мясо дичи и оленину; ржаные хлебцы, выпекаемые в золе; в качестве приправ — многочисленные корни и дикорастущие растения (дикий лук, черемша, ягоды, кедровые орехи и т. д.). Пили подсоленный зеленый чай, мучную болтушку с солью, молоко оленей. Как мужчины, так и женщины активно курили табак.

В 1920 году тофаларов насильно расселили в трех селах вместе с русскими поселенцами – Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха, и заставили отказаться от шаманизма. От национальной традиционной культуры у них остались лишь навыки таежных промыслов, оленеводства и табунного коневодства. Правда, современные оленеводы больше не ставят чумов, заменив их избушками. Они носят покупную одежду, готовят из завезенных вертолетами или вездеходами продуктов. Молодые тофалары стали совершать бракосочетание и устраивать свадьбы по общепринятым стандартам, хоронят своих покойников по христианскому обряду.

Правда, в последнее время возрос интерес к национальным традициям малочисленных народов. В тофаларских поселках были созданы Центр этнической культуры, национальные фольклорные ансамбли, стали проводиться ежегодные национальные летние игры.

Был создан народный ансамбль танца «Дыырак Ибиллер». В состав коллектива входит 31 человек , самому младшему из которых – 6 лет. В репертуаре коллектива более 30 хореографических постановок: национальные танцы с использованием фольклорных мотивов народов тофа .

Несмотря на влияние цивилизации, в Алыгджере и сегодня основной вид деятельности– охота, а бессменный транспорт – олень. Жить в глухой деревне нелегко: электричество по часам, вода — из колодца. Стариков удручает то, что чистокровных тофов с каждым днем становится все меньше. Им даже не с кем поговорить на родном языке. «Сейчас такая молодежь, они забыли свой язык, они обрусели», сетует Спартак Кандараев.

Спартак Дмитриевич — потомственный охотник и рыбак. Первую добычу он принес в 14 лет. Сейчас охотнику уже 80, но он до сих пор все лето проводит в тайге – охотится на белок и кабаргу. Попадается и зверь покрупнее, тогда Спартак «шлепает» и его. Живет он вместе с родной сестрой Сталинидой . Они все делают вместе – и хлеб пекут, и ужин готовят.

Иван Арактаев — пастух. Он родился в Алыгджере, но большую часть жизни провел в глухой сибирской тайге. Школу Иван бросил еще в третьем классе. Дома у Ивана – трое детей и жена. С ними живут пожилые родители. В тайге у него – 400 голов оленей, которых нельзя оставить без присмотра. Вот и живет Иван месяц в тайге, неделю дома. Он говорит, что если бы пастбище было ближе, не уезжал бы из дома так надолго. Но в один конец – почти 150 километров. Дорога занимает пять дней. Переехать в Иркутск Иван даже не помышляет. Здесь его кормит тайга. «Где мяса добудешь, где рыбу поймаешь. А там работать надо, так не проживешь», – говорит он.

Эта непростая жизнь устраивает многих тофаларцев. Они опасаются, что если проложат большую дорогу, появятся разбойники. Вот так и живут – почти как столетия назад.

Марина Тен.

Loading