Группе уфимцев-любителей путешествовать по родному краю «Поехали!» совсем недавно исполнилось три года. Я довольно-таки часто присоединяюсь к «поехавшим», и на этот раз оказалась в поселке Балтика Иглинского района — в гостях у бывшего уфимца, а нынче деревенского кузнеца с веселой немецкой фамилией Фрик. https://ufa1.ru

 

 

Я думала увидеть кузнеца, каким его представляют и рисуют в русских народных сказках, — широкоплечего высокого кудрявого богатыря.

Но из большой бревенчатой избы, бывшей некогда мельницей, а теперь ставшей кузницей, навстречу нам вышел человек хрупкого телосложения, невысокого роста и в очках: типичный городской интеллигент-книжник.

 

«Фермеров из нас не получилось»

 

 

Как рассказал Сергей Фрик, он окончил среднюю школу № 107 в Уфе уже в те времена, когда все хулиганы с кирзавода (так назывался когда-то Уфимский кирпичный завод) уже перевелись и вымерли: кто-то сел, кто-то уехал, кто-то стал вполне нормальным и солидным обывателем… После школы пошел работать на завод «Гидравлика» токарем. Потом увлекся скалолазанием, сменил профессию. Стал промышленным альпинистом. Но после того как упал с высоты шестого этажа, сломал ногу и два ребра, его альпинистский энтузиазм как-то угас.

 

 

— Стало тяжело работать на высоте. Я задумался о том, как поменять не только профессию, но и место и образ жизни. И в конце 90-х мы отправились с семьей в Нуримановский район, чтобы начать жизнь с чистого листа: решили стать фермерами, — рассказывает Сергей.

 

 

Осваивать Нуримановский район Сергей с супругой Гузель прибыли в конце апреля.

— Приехали в голое поле, поставили палатку: снег еще не сошел. Буквально все вокруг уже было разворовано: ничего не было — ни машин, ни инструмента, ни жилья, ни семян. От бывших колхозов ничего не осталось. Помыкались, даже взяли ссуду на два трактора. Но фермеров из нас не получилось, — не вдаваясь в подробности, досадливо машет рукой Сергей.

 

 

Идею осесть в Иглинском районе подкинул друг, сказал, что там можно недорого купить землю — всего десять тысяч рублей за участок. Так семья оказалась в селе Ленинское. Взяли участок с гаражом, через несколько лет подняли дом.

 

 

Как бывшая мельница стала кузницей

 

 

Публика в Балтике собралась непростая и многонациональная: здесь издавна селились ссыльные переселенцы, латыши, литовцы, белорусы, немцы — люди основательные, педантичные, рукастые, головастые. И Сергей Фрик, поволжский немец по происхождению, тоже прижился.

 

 

Выжить в новых условиях ему помогли многие прежние увлечения. Когда-то он был мастером черного пояса по айкидо и первое время в Доме культуры Балтики вел секцию айкидо для подростков. Увлекался пешим туризмом, ходил в походы.

 

 

Чтобы не сидеть без дела, для души Сергей решил освоить древнее ремесло — кузнечное. Неподалеку от Ленинского, в поселке Балтика, пустовала брошенная еще с советских времен мельница. Она тоже была вся разграблена: внутри сняли даже железные шпалы, на которых крепилась крыша, и сдали в металлолом. Но здание каким-то чудом все же устояло.

 

Сергей привел его в порядок. Вскоре появилась наковальня, мощный пресс, горн.

 

 

Мастер-класс по кузнечному делу

 

 

Видя наш неподдельный интерес, Сергей преподал  небольшой мастер-класс кузнечного дела. Он взял короткий железный прут, набросал горку кокса в горн, раздул мехами огонь и разогрел железо докрасна. Затем поместил горячий прут в форму и положил ее под пресс. Буквально минут через пять мы увидели выкованный — еще горячий — красный дубовый листок. Осталось довести его до ума на небольшой наковальне. Таким же образом была выкована и прекрасная железная черная роза, которую мы смогли увидеть в уже готовом виде.

Ad 3
Advertisements

 

 

— Я могу выковать и железное дерево целиком, — говорит Сергей. — Иногда заказывают такое для украшения дома. Но чаще все же просят выковать необычные фантазийные мангалы с различными животными — котиками, львами и другими животными. Они стоят недешево, но пользуются спросом.

 

 

«Мечтали об организации рыцарских турниров»

 

 

На наковальне мы увидели сюрикены — такие острые железные звезды для метания в цель. Потренировались в метании их в цель — срез дерева, висящий на стене. Семилетнего Руслана из нашей компании «поехавших» больше всего интересовало холодное и, по его выражению, «стрелятельное» оружие. Несколько образцов сабель и мечей нашлось в мастерской к вящему удовольствию любознательного мальчика.

 

 

Я примерила стальные латы и рыцарский шлем с рогами, и не удержалась от вопроса:

— Для чего вы это выковали? Есть у вас какая-то заветная цель-идея?

 

 

— Когда-то мы с друзьями мечтали об организации настоящих конных рыцарских турниров, — рассказал Сергей. Сковали несколько рыцарских костюмов — от шлема до железных сабатонов, защитных длинноносых ботинок. Я стал интересоваться этой темой. У рыцарей тоже была мода на железное облачение… Одно время это были готические рыцарские костюмы, потом появился миланский стиль. Стили отличаются способом крепления металлических деталей и формой костюмов. Полное рыцарское облачение очень тяжелое: весит около тридцати килограммов. Во время настоящих сражений и боев для рыцаря главным было не упасть, удержаться на коне или на ногах. Если упал, то смерть неизбежна: тебя просто затопчут…

 

 

Прелесть деревенского бытия

 

 

Но мечты мечтами, а в желудках заурчало. И мы отправились к Сергею домой, в гости.

 

 

Ну как еще можно найти дом кузнеца, если не по железным кованым воротам и по железному кованому флюгеру на крыше! Просторное бунгало Сергея и Гузель всех путешественников очаровало. Все мы, конечно же, пообнимались с металлическим обитателем дома — рыцарем в латах по имени Ульрих. Покатались на деревянных качелях, свисающих с потолка, полюбовались бодрой и крепкой рассадой помидоров и перцев, поднявшейся на солнечном подоконнике. И с огромным удовольствием и аппетитом потрапезничали вкусным хрустящим пирогом с картошкой и луком, заедая его домашним хлебом из ячневой муки своего помола и запивая козьим молоком и вкусным крепким чаем, настоянным на травах.

 

 

— Воду мы берем из родника в Субакаево, это деревня неподалеку от нашей: на машине возим, — рассказала нам хозяйка.

 

 

По деревенской традиции, дом кузнеца всегда стоит на окраине. Не отошел от нее и Сергей — сразу за избушкой глазам открылся смешанный лесок.

— Есть и маслята, и опята. Но мы не успеваем их собирать. Соседи встают в четыре утра и идут на грибную охоту в потемках. Буквально с фонариками. Мы так рано не просыпаемся, и потому нам достаются лишь срезанные ножки…

 

 

И в деревне, оказывается, есть своя конкуренция! Но все же не надо бояться круто менять жизнь — и вдали от городской суеты можно найти занятие по душе и смысл жизни.

Loading