Познакомились они во время путешествия по Индии, поженились и создали родовую усадьбу, чтобы подарить своим детям настоящее деревенское детство, которого не было у них самих…

 

 

В деревню Горная Рута приезжаем в половине девятого утра. Никита встречает нас у автобусной остановки на минивэне Citroen. В прошлом бизнесмен, а сейчас довольно известный мастер-печник, он живет здесь семь лет, около пяти из них – вместе с женой. До этого Никита два года жил в экопоселке Росы в Воложинском районе – самом известном в Беларуси «месте дислокации» экопоселенцев.

Пока едем к его хате, узнаем, что сначала «странные» приезжие вызывали много удивления у местных жителей. Горная Рута — обычная деревня. Всего в ней и окрестностях живет восемь семей экопоселенцев.

— Об этом всегда мечталось, — говорит Никита. — Я родился в городе, но мое самое счастливое время — у бабушки в деревне. У меня два сына, у них бабушка живет в городе. И хочется им подарить такое детство.

 

 

О приближении усадьбы Цехановичей говорит уходящая в зелень тропинка. Нет ничего, что бы очерчивало территорию — ни забора, ни другого ограждения. Так живут все экопоселенцы в округе. Выходим из машины и поднимаемся к дому. Вокруг густая чаща из знакомых и незнакомых растений — почти ботанический сад. Местность для Беларуси очень холмистая — становится понятным «горное» название деревни.

 

 

 

На пороге дома встречает белокурый мальчик. На вопрос «Как тебя зовут?» смущается и обещает сказать потом. И только внутри дома сообщает, что зовут его Добрыня Никитич. И это не шутка. Маленькому богатырю три с половиной года. Он старший сын в семье. Младшему — почти год и у него тоже старинное славянское имя — Радосвет. Или, если по простому, Радушка. Сейчас малыш только проснулся.

 

 

 

Знакомимся с хозяйкой Натальей. Сюда, в белорусскую глубинку, она попала из Петербурга, где жила и работала до встречи с Никитой. Познакомилась они во время путешествия по Индии. Потом Наталья приехала в гости в Горную Руту. Оказалось, что навсегда.

 

 

 

 

День здесь начинается с пробежки и зарядки. Никита уже давно на ногах — он встает около шести утра. Из вольера выпускают двух лаек. Вместе с ними Никита и Добрыня бегут в поле. Без обуви — вблизи от дома вся семья ходит босиком. После пробежки — разминка под лучами утреннего солнца.

 

 

 

 

Подходит время завтракать. Пока Наталья хлопочет по хозяйству. Дети играют в песочнице. Никита рассказывает о растениях на участке. В усадьбе Цехановичей очень много деревьев, в том числе экзотических: кизил, шелковица, персик, жасмин, кедры, древовидный пион, войлочная вишня.

 

— У нас местные иногда спрашивают: «Зачем вы в лесу деревья сажаете?». Вроде бы надо огурцы, помидоры. У людей отбили охоту думать дальше одного года: сажаешь морковку — думаешь на год вперед. А кто сажает дерево, тот мыслит дальше. У нас есть реликтовые деревья, которые живут по две тысячи лет. В Беларуси нет настоящих первозданных лесов. В Америке кое-где остались — туда «цивилизация» пришла немного позже, там сохранились леса в два-три раза выше наших. А у нас войны, пожары… Людям даже незнакомо это ощущение. Наша задача — создать здесь естественный природный дом. Этот дом, — Никита показывает на усадьбу, — он от непогоды, а настоящий наш дом — здесь, на улице.

 

 

 

После игры в песке детей моют тут же, на улице. В бочке возле дома собирается дождевая вода. Взрослые и дети обливаются ею каждое утро. Зимой семья обливается водой из родника.

 

 

 

 

В семье пьют разнообразные травяные чаи. Травы собирают сами. Особой популярностью пользуется иван-чай, который ферментируют в домашних условиях. Листья, размятые руками, вялятся в плотной посуде в теплом месте, потом высушиваются.

 

 

 

 

До завтрака нужно сходить за водой — ее берут из источника в овраге. Еще до приезда Натальи у Никиты была мысль провести водопровод в дом.

— Решил: если жена скажет сделать — сделаю, — рассказывает он. — Но Наташа приехала, и решили оставить так, как есть. Воду получать труднее, но интереснее.

 

 

В овраге текут два ручья. Земля здесь пропитана водой — след мгновенно наполняется, можно ходить только босиком или в сапогах. В планах у Никиты сделать пруд и мостик.

 

 

 

На обратном пути нужно подниматься в гору с ведрами. «Вот почему мы такие здоровые и спортивные», — улыбается Никита.

 

 

 

К завтраку все собираются в большой комнате, где проходит почти вся жизнь в доме. Здесь стоит обеденный стол, двухъярусная кровать, шкафы с книгами, лошадка-качалка, игрушки. В центре — качели-гамак, подвешенные к потолку.

Семья берется за руки и поет песенку: «Дзякуй небу і дзякуй зямле за ўсё, што ёсць на нашым стале!».

 

А на столе — чай из малины и таволги, фрукты, сухофрукты, орехи, мед, свежая клубника. Никита снимает полотенце с буханки домашнего хлеба и ломает ее руками.

Мебель в доме собственной работы Никиты, плетеные украшения — Натальи. Многое из посуды — от друзей.

 

 

 

Жесткое слово «график» незнакомо семье Цеханович, поэтому у них есть время рассказать нам о себе подробнее. Перемещаемся в большую беседку среди зарослей. Здесь иногда обедают, по вечерам собираются гости.

 

 

 

Никита родом из Барановичей, что в 60 километрах отсюда. В прошлом шесть лет жил в Москве, где занимался бизнесом: был совладельцем сети магазинов элитного парфюма. Вернувшись в Беларусь, работал сначала установщиком, затем дизайнером-конструктором в мебельной фирме. Наталья, социальный педагог по образованию, до замужества четыре года проработала офис-менеджером, думала открыть свое дело. Неслучайно наши герои встретились в Индии — оба интересовались вопросами жизненной философии и развития человека. В итоге решили реализовать интерес на практике.

 

 

 

— В городские игры наигрались: в бизнес, карьеру… Стало просто неинтересно. Обычно думают, что в деревню приезжают люди, у которых не получилось в городе. А у нас, наоборот, все соседи — люди успешные, не какие-то маргиналы, неудачники. Есть музыканты, спортсмены, — рассказывает Никита. — Еще людям кажется, что когда переезжаешь из города, это какой-то аскетизм: ты себе во многом отказываешь в обмен на свежий воздух, воду, пение птиц. На самом деле город от нас никуда не делся, мы его для себя не закрыли. Наоборот, открылось большое количество возможностей, которые в городе даже не снились. Одна из главных — то, что ты просыпаешься, и целый день твой. Просыпаешься от того, что выспался, а не от того, что тебя подорвал будильник. И от того, что хочется идти и продолжать то, что вчера не закончил.

 

 

Ad 3
Advertisements

Единомышленникам Цехановичи рады. Ведь, как они говорят, интересно не просто уехать, а создать вокруг себя среду — людей, которые так же видят мир.

 

 

 

Никита скоро отправится на работу, а перед этим заходим в одну из усадеб, которую коллективными силами обустраивают и планируют превратить в агроусадьбу для приезжих. Здесь есть мастерская по дереву, которой может воспользоваться любой из экопоселенцев.

 

 

 

 

У экопоселенцев есть и общий транспорт — грузовик, который купили в складчину.

 

 

 

 

Уже восемь лет Никита занимается кладкой печей в Беларуси, России, Украине, Молдавии. Выезжает на заказы несколько раз в год. Одна печь занимает 10-14 дней.

 

 

 

— В сумме я работаю три-четыре месяца в году, и этого хватает, чтобы жить в достатке и и постепенно строиться, — говорит он.

Сейчас Никита работает в соседней деревне — кладет печь для недавно переехавшей семьи. Поэтому у нас есть возможность понаблюдать за процессом.

 

 

 

В доме, к которому мы подъезжаем, полным ходом идет ремонт. Одна печь, в жилой части, уже готова. Вторая — на прихожую и санузел — тоже скоро будет закончена. Никита вручную просеивает песок для раствора и перетирает глину через решетку. А песок привозит из карьера неподалеку.

 

— Работа — медитация. Конечно, можно купить готовые смеси, но, во-первых, в них добавляют химию. Не хочется, чтобы человек начал топить печь, и начал дышать всем этим. Во-вторых, совсем другое дело, когда все пропускаешь через свои руки, — говорит он.

 

К обеду работа сворачивается. Никита укладывает последние кирпичи.

 

 

 

Пришло время основательнее познакомиться с кухней наших героев. Пока на столе собственноручно выращенных, а не купленных продуктов — не так уж и много. Но Никита и Наталья стремятся, чтобы их было больше. На огороде выращиваются овощи, пряности. В планах — посадить зерновые.

 

 

 

Большинство блюд Наталья готовит без соли.

 

— Мы не употребляем животную пищу, птицу, рыбу. Дети никогда не ели мяса. Кушаем некоторые молочные продукты, — рассказывают супруги. — Берем у соседей молоко, делаем из него сметану, творог, иногда сыр. Стараемся как можно больше кушать сырого.

Есть и другие отличия быта семьи в экопоселении от среднестатистического хозяйства.

 

Никита: «Мы не пользуемся бытовой химией. Если пользуемся, то минимально химической, без примесей. Стиральный порошок у нас бесфосфатный. Не используем химические удобрения на огороде. Стараемся минимально производить мусор. Естественно, отказались от алкоголя, курева».

 

 

 

Связь с городом у семьи достаточно стабильная. Каждую неделю ездят в Кареличи, в баню. Своя пока не готова, но уже в процессе завершения. В Минск — иногда раз в две недели, иногда — раз в месяц. Говорят, что туда им не сильно хочется, но есть дела.

 

 

 

Семья пользуется интернетом, мобильной связью, электроприборами. Никита ведет группу«Вконтакте»по печному делу. Ничего плохого в достижениях цивилизации Цехановичи не видят. Все хорошо, когда в меру, говорят. «Наша задача – не отрицание города и его образа жизни. Мы хотим взять лучшее от города и от жизни на природе и гармонично соединить».

 

 

 

После обеда Наталья собирает продукты, чтобы замесить тесто для хлеба. Никита приносит хворост и топит печь. А Добрыня берется за конструктор. В воспитании детей здесь нет жестких правил.

— Дети — наши учителя, – говорит Наталья.

— Они с рождения совершенны, — поддерживает Никита. — Я свою задачу вижу в том, чтобы внимательно к ним относиться и помогать оставаться собой, сохранять чистоту, непосредственность, доверие к миру, к жизни. Как, например, делают скульптуру? С каменной глыбы надо аккуратно убирать все лишнее. А у нас на детей все налепляют: родители, бабушки, люди во дворе, в школе. Да так, что его настоящего уже и не видно. Я 20 лет жизни занимался и сейчас занимаюсь тем, что все это с себя убираю, чтобы вспомнить, кто я настоящий и зачем на эту землю пришел.

 

 

 

Если бы мы не переехали сюда, у наших сыновей не было бы выбора. Здесь создается возможность сравнить два мира и выбрать, что по душе. Моя задача — сделать этот мир интересным, богатым, красивым, чистым, радостным, чтобы им хотелось продолжать начатое нами. Держать их здесь мы не будем. Если захотят в город — все пути открыты.

 

 

 

Пока топится печка, Наталья включают для Радушки радионяню и уходит на грядки. А мы интересуемся у Никиты, возят ли они детей в поликлинику, что собираются делать, когда придет время отдавать сыновей в школу. Никита говорит, что шоком для местных органов здравоохранения стало то, что обоих детей Наталья рожала дома. Ситуация, по его словам, разорвала шаблон: обычно такие случаи происходят в неблагополучных семьях, а здесь полностью наоборот. Никита вспоминает, что готовились к домашним родам серьезно: изучали литературу, видеоматериалы, общались с другими женщинами, рожавшими самостоятельно. Положительный исход и отсутствие фанатизма в этом вопросе помогли установить с медиками конструктивный диалог, считают супруги. От прививок Цехановичи официально отказались. Но в поликлинике дети проходят обычные медосмотры (кроме анализов крови).

 

 

 

Общение с соседями в каком-то смысле заменяет кружки и секции. Родители уверены, что это более естественно.

— Кто-то умеет гончарить, кто-то — столярничать, кто-то — печку класть. Дети в этом живут, ездят с нами. Кружок — это человека из жизни отрывают, собирают специально, а здесь все по ходу дела, все естественным образом, — рассуждает Никита. — У нас много музыкальных инструментов. Есть несколько барабанов, окарина, скрипка, гитара. Много всего гремящего, свистящего, «шум дождя» из стебля борщевика. Что-то покупаем, что-то друзья делают. Музицируем, пишем песни, танцуем, поем.

 

 

 

Что касается обучения сыновей, то Цехановичи планируют обучение на дому. Так уже сделали несколько семей в округе. Дети сдают в школах необходимые нормы успеваемости, а весь процесс обучения — дома, где учителя — родители и соседи.

 

 

 

Вечера здесь — время отдыха, творчества и общения. Никита и Наталья собираются с друзьями, сидят у костра, поют. Спать в экоусадьбе ложатся по городским меркам рано — жизненный ритм в большей степени синхронизирован с восходом и заходом солнца.

 

 

 

 

Нас провожают всей семьей в поле. Мы были далеко не первыми журналистами в доме Цехановичей: Никита и Наталья охотно рассказывают о своем образе жизни. Хотя для многих он кажется странным, а для них — совершенно естественным.

Главная

Loading