Даже если вы переехали в деревню тридцать лет назад, вы доживете свою жизнь тут как «приезжие». Местными станут разве что ваши внуки. А уж первые лет пять к вам будут относиться как к чужакам. Иногда доброжелательно, иногда агрессивно, и очень внимательно.

В деревне вы живете у всех на виду. Про вас все всё знают безо всяких Фейсбуков и Одноклассников. Правда, не обязательно, что правильно поймут. Ведь непонятное пугает. Почему эти странные люди бросили налаженную жизнь и квартирку в Воронеже и переехали в деревню? Для чего им столько детей, когда на все село рождается один-два младенца в год? Почему понаехавшие из города не засаживают картохой и тыквами все свои угодья, а делают бессмысленную глупость с точки зрения сельского жителя – газоны? Зачем им две верховые лошади, когда можно завести корову?

Кучи вопросов занимают местное население. И они, как умеют, начинают искать на них ответы. И налаживать контакты.

Первыми приходят местные алкоголики. Завязав светскую беседу, они непринужденно интересуются, нет ли выпить, и не будет ли свободных двести рублей взаймы на бензин (на новую косу, на поездку в город, на похороны тещи). Большой ошибкой будет дать эти двести рублей. Алкоголиков в нашем селе исторически мало, зато они будут приходить к вам каждые три дня. Иногда даже возвращая долги, чтобы поддерживать свою кредитную историю. Если и когда алкоголики обнаруживают, что в этом доме взаймы не дадут, они отстают, но раз в полгода непременно приходят и просят снова, проверяя, не ослабли ли вы духом. При этом ваши твердость и стойкость неожиданно вызывают у них искреннее уважение.

Следующий урожай информации собирают старушки. Старушек тут много, событий мало. При появлении нового народа, бабушки всеми способами пытаются проникнуть на частную территорию и завязать общение. Одна ветхая леди ворвалась прямо в дом к нашим новым соседям, тщательно осмотрела обстановку, пощупала матерьяльчик на шторах, после чего, повернувшись к остолбеневшим хозяевам, сказала: «Курицу потеряла. Кажись, к вам в дом забегла курица-то. Не видали?»

Нашествие старушек лечится собакой во дворе. Иначе каждое утро свежий переселенец будет видеть в окно то одну, то вторую пожилую особу, безмятежно исследующую его двор и хозяйство. Кроме этого, бабушки ловят понаехавших детей, кормят их пряниками и конфетами, и попутно расспрашивают о родителях.

Потом вся собранная информация обсуждается, и наиболее спорные моменты проверяются лично: бабули останавливают своих новых соседей и вопрошают: «А с какой же вы секты?». Или «А правда, что вы цыгане, и дети у вас не ваши?». Или «Говорят, вы тут строите подпольный игорный дом?».

Ответить на эти вопросы нужно серьезно и уважительно, даже если разбирает смех. Тогда, возможно, старушки примут к сведению, что строится не казино, а теплица, что дети (белоголовые и синеглазые) не цыганские, а все-таки русские и самодельные. В нашей деревне когда-то бывший глава поселения, поворочав неповоротливыми извилинами, решил – если эти люди зачем-то едут из города, то это секта! Понятное дело, сектантов он в глаза в своей жизни не видывал. Но слово звонкое, в телевизоре на слуху. Так что до сих пор еще кое-где по селу переселенцев зовут сектантами. Наши, понаехавшие, смеются: «Ага, у нас в каждом дворе своя секта , в членах секты — я, жена и коза». Если серьезно, то переселенцы есть всякие, от глубоко православных до безразличных к религии, но ни одного сектанта пока не завелось, может, не нравится им тут? 

Понаехавшие из города приобретают авторитет по крохам. Первое, за что немедленно начинают уважать местные – за огород. Как только земля начинает возделываться, местные понимают, что переехавшие обосновались надолго, это не дачники и не туристы, а значит, нужно начинать присматриваться и искать точки соприкосновения.

Второе, что вызывает уважение у местных – умение что-нибудь делать руками. Ваши дипломы о высшем образовании никого тут не впечатлят: если вы такой умный, что ж вам в городе не сиделось? Зато если вы вдруг можете починить компьютер или наладить мотоблок, — вы мгновенно вырастете в глазах селян.

Ad 3
Advertisements

Третье – это те же самые дети. Наличие двух-трех веселых ухоженных ребятишек растапливает сердца селян. Их дети и внуки за редким исключением, давно в городах. Поэтому когда улицы села заполняются детскими голосами и стуканьем мячика, старушки понимают: жизнь вернулась сюда. И тут уже можно услышать в свой адрес: «Как хорошо, что вы приехали!».

Это не мешает селянам самозабвенно играть в царя горы и перетягивать на себя одеяло. Первое время они непременно будут пытаться ставить на участках «городских» своих коз и бычков, скандалят за лучшие делянки для покоса и прокладывают тайные тропы по огороженным землям. Но если бывшие городские демонстрируют спокойствие, строгость, и уверенность в знании законов, все стихает. И эта спокойная сила становится еще одним поводом для уважения. Очень полезно знать и тщательно соблюдать все законы: правила общежития, правила проживания в сельхозпоселении, закон о частной собственности, и все нормативные акты, которые регламентируют спорные моменты. 

Сейчас все село с интересом наблюдает за невиданным делом: бывшие городские подали в суд о защите чести и достоинства на местную семейку. Семейка исторически привыкла водить корову на луг не через свой участок (где быстрее) и не по общей дороге (где все водят), а специальной тропинкой, и та тропинка проходит как раз по участку, который законным образом купили себе ребята.

Как только новые хозяева попытались поставить забор, коровьи владельцы начали писать кляузы и науськивать комиссии. Комиссии ездят уже четыре года. Каждая комиссия в свой черед убеждалась в абсурде требований «мы всегда тут корову водили и водить будем», «а пусть они нам построят мост через болото, где мы скажем, чтоб мы на рыбалку ездили — тогда отстанем», «они оккупанты, а мы тут всегда жили и корову водили». В итоге в претензиях селянам отказывают, они обижаются и пишут дальше. Последнее письмо улетело аж в администрацию президента, но тут у наших новых деревенских лопнуло терпение, и они отнесли заявление про угрозы, оскорбления, подстрекание конфликтов и помехи в пользовании частной собственностью. 

Пообщавшись перед судом с районным адвокатом, неугомонные владельцы коровы сильно приуныли. По всему выходит, что суд им не выиграть. И это хорошо, потому что после этого исторически совершится еще один шаг от «мы так всегда делали» до «есть закон, и он один для всех», а после этого в селе всем станет легче жить. 

Но не все решает участковый и судья. На нашем краю села пошаливали местные мальчишки – сливали бензин для мопедов, вытаскивали магнитолы из чужих авто и банки с соленьями из погребов у старух. После того, как трое переехавших мужиков переловили диверсантов и провели с ними очень мужскую воспитательную беседу, пацаны вернули весь бензин и стали преданными почитателями бывших городских. Бабки снова не запирают погреба на замок, машину можно оставить с открытой дверью, брошенный ребенком велосипед будет лежать три дня, пока его не заберет хозяин. «У нас тут порядок», — степенно говорят подросшие экс-хулиганы. И за этот порядок они уже готовы сами вступаться.

В общем, отношения с местными – система динамическая. Каждое деяние и сказанное слово запоминают и учитывают. И, как мне кажется, главное – чтобы местные чувствовали, что за приезжими – сила, и сила эта справедлива и дружелюбна к окружающему пространству и людям в нем. Тогда начинается взаимодействие, а совместная деятельность – лучший способ узнать друг друга поближе. 

 Ирина Мальцева.

 

Loading