Главным событием лета для селян является вовсе не чемпионат мира по футболу, а сенокос. Причем занимает он эту строчку популярности практически всегда, ну, по крайней мере, для тех селян, которые содержат скотину. И тут, знаете ли, переживаешь куда больше чем за нашу сборную, ведь тут риск куда больше, да и интрига захватывающа.

-Да ну брешешь — отмахнется читатель по ту сторону экрана, — какая может быть интрига и азарт в банальном сенокосе?

Ну вот не скажи! С самого мая мы лихорадочно смотрим прогнозы — хватит ли влаги, не посохнет ли трава или же не сгноят ли сено ливни и сырость. И, конечно же, нужно подгадать погоду, чтобы не попасть под затяжные дожди и вовремя убрать скошенное сено. К тому же места у нас не самые удобные для косьбы, поэтому косим исключительно руками, а это все растягивает сенокос почти на месяц (ну, это еще зависит от размера хозяйства).

Если встретишь незнакомца с косой то не спеши пугаться, возможно это просто покос

В этом году с погодой более-менее, июнь был холодным, но в июле погода чередовалась жаркими днями и неплохим дождиком под вечер, так что трава вымахала достаточная. Поэтому мы приводили в готовность все наше косильное вооружение — отбивали косы, поправляли вилы и грабли, ремонтировали тележки. И в один прекрасный день поутру мы ломанулись на покос.

В моем детстве на покос добирались на тепловозе по узкоколейке, сейчас же кто на чем. В деревне за каждым владельцем личного подсобного хозяйства закреплены сенокосные угодья, которые выдают в аренду, на одну корову до пяти гектаров сенокосов.Многие пользуются своими сенокосами по 30-50 лет. Правда, сейчас таких угодий гораздо больше, чем требуется.

Приехали на место, где всегда мы косили, это наш пай, благо трава хорошая и за первый день  прошли с добрые четверть гектара. Вот только на следующий день ломило руки и такой прыти уже не было — косили в последующие дни меньше. Но вот как только скосили, так началось — дожди. Тут к месту вспомнить старую поговорку:

Льет не там, где просят, а там, где косят

После того, как дождь закончится, бежишь обратно на покос и ворошишь скошенное сено, а иначе оно сгниёт от сырости. В итоге это сено мы переворачивали и ворошили три раза.

Ad 3
Advertisements

Наконец, все высушили и стог сметали. Тоже дело нелегкое — соорудить стог метра в 4 высотой, чтобы дождями его не пробило и ветром не свалило.

Нравится мне все-таки покос — какая-то внутренняя идиллия. Вот только и тут ложка дегтя имеется. Смотрю я вокруг и понимаю, что уже слева пай сенокосный заброшен и справа нет уже у покоса хозяев — померли. А ведь когда-то тут в период покоса бурлила жизнь,  соревнования проводили, кто быстрее скосит и сметает. А в обед все вместе пили чай на травах, вскипяченный на костре в закопченном чайнике.

Куда ушли те времена? И даже итог долгих трудов — новенький стог уже не так радует, как тогда, когда соседи были живы. Я не понимаю своей грусти, но она гложет меня изнутри и после окончания покоса гонит меня к кладбищу, чтобы я поклонился усопшим односельчанам. Тем, кто уже никогда не сделает прокосины в зеленых уральских лугах.

Я иду домой с погоста и на душе посветлело.

Эх, круговерть деревенская, когда покос идет, все в небе тучки из-под руки высматривают. И друг у друга вместо «здрасьте вам» спрашивают:

-Вы только скосили или уже домой привезли?

https://zen.yandex.ru

Loading