В необычную деревню в Звениговском районе Республики Марий Эл мы попали из-за… курятника. Журналисты «Татар-информа» приехали сюда, чтобы познакомиться с фермером, который нашел свой собственный способ использования куриного помета в качестве удобрения. Но приехав, мы обнаружили нечто большее. Вся деревня – население, дома, уклад жизни и правила, принятые среди жильцов, оказались непривычными для нас и даже странными.

Что вы обычно представляете себе при слове «курятник»? В деревнях Татарстана это – пристрой к хлеву или отдельная «комната», предназначенная для содержания кур. Главная функция курятника – это место для ночевки куриного семейства. Однако недавно в одной из соцсетей мы увидели необычный курятник. Хозяйка называет его «куриный трактор». И функции этого курятника необычные. Желая своими глазами увидеть это устройство и познакомиться с находчивым фермером, мы и отправились в деревню Лесная Поляна Звениговского района Республики Марий Эл.

 

Деревня без ворот и заборов

Хоть и расположена деревня всего в 80 км от Казани, найти ее нелегко. Она находится глубоко в лесу. Хотя можно ли называть это селение деревней?

По дороге встретились две женщины, у них решили узнать, как нам найти дом Губаевых. Они объяснили: «Свернете на этом перекрестке, увидите шестигранный дом, а перед ним курятник». При виде местных жителей и их домов наши поиски «эксклюзивного курятника» отошли на второй план.

Хочется описать деревню. Здесь нет ни улиц, ни переулков. Просто идешь по лесной дороге и то и дело натыкаешься на дома. Перед домами нет ни заборов, ни ворот. Сады тоже не огорожены.

 

 

«Каждой семье – по гектару земли»

Хозяйка курятника Елена Губаева познакомила нас с местностью.

– Деревней называть неправильно, это наша усадьба. Сюда мы переехали три с половиной года назад из Казани. Это – экопоселение, круглогодично здесь живут 17 семей. Еще около 18 семей только-только обустраиваются. У нас земель много. В распоряжении Губаевых 136 соток земли. Это – закрытая экосистема, здесь природа должна обеспечивать семью всем необходимым. Мы, можно сказать, еще только переехали, поэтому пока не можем себя обеспечивать всем необходимым. Впрочем, особо и не стараемся. Наша цель немного другая – жить на природе, в гармонии с миром, – говорит Елена.

 

 

Правила поселения 

По словам нашей новой знакомой, в этой местности есть еще около 40 свободных участков. У «странной» деревни имеются свои правила. Сюда может переехать любой желающий. Есть на усадьбе приехавшие из Волжска, Казани, Москвы и даже из Луганска. Каждой семье выделяется 1 гектар земли. Землю покупать не надо, она не считается собственностью проживающих на ней. Все земли в распоряжении некоммерческого дачного партнерства. Если хочешь жить в «деревне», вносишь взнос около 300 тысяч рублей и земля выделяется в пользование, можешь пользоваться здешней инфраструктурой. Если захочешь уехать, взнос возвращается.

Водопровод в деревне работает только летом, зимой воду таскали на санях. В этом году на собранные у жителей деревни деньги купили трактор, собираются выкопать траншею и провести воду. Тот же трактор зимой будет чистить дороги.

Помимо «вступительного» взноса жители усадьбы платят в год по 800 рублей налога. А в этом году деньги не собирали, потому что средства остались еще с прошлого года. Помимо этого, каждому жителю назначены 20 часов «общественных работ» в пользу усадьбы. В деревню проведено электричество. «Общий дом», который выполняет функции клуба, детского сада, спортзала, а также озеро – все создано усилиями жителей деревни.

Есть в поселении  и особые правила – здесь нельзя распивать спиртные напитки, курить, материться. Категорически запрещено использовать в хозяйстве химию и выращивать птицу или скот для забоя. Дети в школу не ходят, учатся дома. Сдавать экзамены ездят в одну из деревень в сельскую школу.

Это все, что нам рассказала Елена. О других правилах поселения  узнали уже после того, как вернулись в Казань.

 

«Думали – не секта ли это?»

– Семья, которая хочет получить землю и переехать сюда, приезжает посмотреть. Для ознакомления дается три месяца. Мы сами тоже ходили, изучали в течение года, думали, не секта ли это, – рассказывает Елена.

С мужем Рамилем она познакомилась в турклубе.

– Еще в студенческие годы мы ездили на марийские леса. Даже когда родились дети, не перестали путешествовать. Тогда поняли: выездов на природу по выходным нам недостаточно. Начали искать различные варианты. Смотрели дома, чтобы жить на окраине Казани, но цены там – сами знаете. И с точки зрения экологии не сказала бы, что там идеальный воздух. Затем узнали, что в Марий Эл есть такое поселение и переехали сюда.

Мама Елены татарка, отец – русский. Муж Рамиль татарин, переехал в Татарстан из Узбекистана. Родной язык выучил тоже в Татарстане, живя с бабушкой и дедушкой.

– В Казани муж занимался продажей сейфов, у него была своя фирма. Я работала в строительной фирме. А так я художница. Мастер росписи по ткани. Это я делаю и здесь, для занятий любимым делом неважно, где ты живешь. Муж в данное время занимается каркасным строительством. Правда, все время в командировке. Но нам, чтобы укорениться здесь, нужны деньги, – говорит Елена.

 

– Сами чем занимаетесь? – спрашиваем у нее.

– У нас трое детей. Дочери Марьям 10 лет, Тимуру – 6, Арслану всего три года. Так как дети маленькие, я как бы в декретном отпуске. Помимо этого, на мне хозяйство, огород. Дети в школу не ходят, дочь Марьям на домашнем обучении. Ее некоторое время обучала сама. Сейчас она занимается дистанционно. На усадьбе всего 30 детей. Кто-то ездит учиться в райцентр Звенигово в 8 километрах. Мне не нравится уровень обучения в школе. Дочка учится в классе дистанционного обучения, в классе 10 учеников. Занятия начинаются 8 утра. Марьям в этом году в 4-м классе, учится по 3-4 часа в день. Один раз в год идет в прикрепленную школу и сдает экзамены, – рассказывает Елена.

 

 

Домашний скот забивать нельзя!

Дома у жителей усадьбы неплохие. Каждый сделан в оригинальном стиле, много двух- или трехэтажных.

– Мы купили полуготовый дом у прежних хозяев. Правда, он был еще только подведен под крышу, мы его полностью доделали.

Дом у Губаевых шестигранный. Прежний владелец был пасечником, поэтому крышу покрыл профнастилом в форме сот. Дом трехэтажный. Его верхние этажи в форме пирамиды. На участке Губаевых есть три улья, но они пока пустые.

Ad 3
Advertisements

– Жить здесь спокойно. Мы двери не запираем. Единственная сложность – невозможно зарабатывать деньги, – говорит Елена.

Одно из требований усадьбы – нельзя держать птицу и скот для забоя. Все живые существа должны жить, пока не умрут собственной смертью.

Губаевы на своем участке держат кур. Не на мясо, а лишь для яиц. Куриным яйцом они обеспечивают всю деревню.

 

 

«Эксклюзивный» курятник

Теперь познакомимся с необычным курятником.

– Мы ведь со всех сторон окружены травой и сеном. Траву не всегда успеваешь скосить, поэтому я задумалась, как найти способ естественной обработки земли. Тут прочитала в Интернете о таком устройстве, как «куриный трактор». Его еще в прошлом веке придумали в Америке и сегодня он широко используется. Посмотрела различные модели. И решила испытать это у нас, – рассказывает хозяйка.

 

Курятник стоит на земле. Днем куры в нем «работают». 24 курицы, для откладывания яиц сделано специальное гнездо. «Спальные комнаты» тоже отдельные. У курятника два колеса, с одного места на другое устройство перевозят на колесах.

– Мы лишь всего месяц его испытываем. Чем же понравилась эта модель? Схема работы курятника такая: куры съедают всю траву на земле и улучшают структуру почвы. На одном месте курятник стоит 5 дней. Потом перевозим. После кур землю не надо ни копать, ни бороновать. К тому же они и удобряют почву. Вот на земле, где они стояли на прошлой неделе, посеяли сидераты. Можно скормить траву до определенной высоты и оставить как газон, – говорит Елена.

 

Курятник смастерил сосед Губаевых.

– Это курятник из остатков строительных материалов. Это – ДСП, это – ненужные обрезки досок, сетка от ограждения, а вместо колес использованы крышки от бочек, – показывает хозяйка.

Участок, по которому сейчас двигается курятник, в будущем станет фруктовым садом. Семья думает выращивать здесь облепиху, голубику, кусты жимолости.

– Пока особо похвастаться своим огородом не могу. Выращиваем садовую клубнику, огурцы, помидоры, картошку, – говорит Елена.

 

 

Детский сад, клуб, спортзал – в «общем доме»

Мы решили наведаться и в «общий дом» деревни. Но оказалось, что здание, которое служит одновременно Домом культуры, детским садом и спортзалом, закрыто до октября.

– Все лето дети на природе. Воспитатели все из своих. Есть со специальным образованием и без образования. Если в человеке есть любовь к детям, способности к воспитанию, почему бы не работать? Женщины по вечерам ходят на йогу, мужчины собираются поиграть в настольный теннис. Живем дружно, помогаем друг другу. Много общих праздников. Правда, никто тебя идти туда не заставляет, если не пойдешь, осуждать никто не будет. В нашей усадьбе живут приверженцы разных религий. Нет ни мечети, ни церкви. Заниматься призывом к религии нельзя, – рассказала Елена Губаева.

 

Свободная жизнь

«Деревня» живет на свой лад. Никто здесь не надрывается, работая с утра до ночи. Мужчины разными путями зарабатывают деньги, женщины следят за хозяйством и воспитывают детей. Женщины все спокойные, улыбчивые. В отличие от деревенских жителей в обычном понимании у них есть время с детьми прогуляться по лесу, подышать воздухом. Все женщины одеты по-простому, большинство в длинных юбках, предпочитают ходить босиком. Дети могут лечь и поваляться на пыльной земле, если устали – отдыхают. Так как «деревня» еще не до конца обустроена, у многих семей бани пока нет.

 

Газ в деревню тоже не проведен. Жители усадьбы используют газовые баллоны, большинство готовят еду на электрической плитке. В домах обычно «природные» интерьеры: мебель из дерева, вешалки в виде берез. В середине дома железная печь, растапливаемая дровами. Газ в деревне не появится и в будущем, потому что это – экопоселение.

 

 

«Сектанты»

Жители усадьбы уже привыкли, что в соседних деревнях люди называют их сектантами, и на это не обращают внимания. «В каком месте мы секта?» – говорят они и пожимают плечами. Но нам тоже показалось, что образ жизни этих поселенцев чем-то напоминает секту. Поэтому мы решили узнать об этом больше.

У усадьбы «Лесная Поляна» есть официальный сайт. То, что не рассказала Елена, мы узнали на сайте.

Все жители усадьбы должны прочитать книгу Владимира Мегре «Звенящие кедры России». Она о женщине, которая жила в единении с природой и имела магический дар. Анастасия, как следует из книги, круглый год жила в лесу голая, у нее нет дома, питается она едой, которую ей дает лес. Иногда пищу Анастасии приносят лесные животные, пишет Мегре в своих книгах. Он также рассказывает, как оставил свою семью и некоторое время пожил с Анастасией, зачал с ней общего ребенка. У них родился сын. Анастасия велела Мегре написать книгу о единении с природой, и автор, оставив женщину и ребенка, уехал в город. Сам Мегре так объясняет появление своего движения. Считается, что жители усадьбы должны жить, как Анастасия. Именно поэтому нельзя забивать домашних животных.

Также в деревне запрещается использовать синтетические моющие средства – шампуни, стиральные порошки, средства для мытья посуды. Можно использовать соду, недушистое мыло, горчицу, уксус. Извините, но нельзя не упомянуть тяжелый запах от жителей деревни – видимо, это объясняется «жизнью в балансе с природой». Понятно, почему появился такой курятник – химические удобрения, гербициды запрещены.

Общественный фонд Владимира Мегре расположен в городе Владимире. На официальном сайте есть сведения о наличии 388 родовых усадеб по всей территории России.

Специалист по сектам Александр Дворкин считает движение Мегре опасным. Представители Русской православной церкви многократно заявляли, что идеи в книгах Мегре вредны и противоречат религии. В то же время религиозные деятели признают, что представители этого движения не агрессивны и не пропагандируют свое движение в открытую.

http://biektaw.ru

Loading