«Приятно, когда соседи попадаются хорошие, иначе не жизнь тебе будет в деревне, а настоящая беда, — рассказывает Галина Смирнова из деревни Ершово Шекснинского района. — Так вот мне (это, правда, было давно) с соседом не повезло — ничего не поделаешь. Были времена, когда пьяниц из городов выселяли в деревню. Вот к нам и приехал такой выходец из Череповца. Нашел себе подобную женщину, и стали они вместе «бухать». Женщина так и скончалась с бутылкой в руке, а «выселенец», бывало, напьется и давай у соседки забор крушить или кусты малины вырубать. А однажды по осени украл у нее всю картошку, которую она только что выкопала. Часто приходилось вызывать милицию, и покоя не было никому».

 

Валентина Шаляпина из деревни Николаевская Тарногского района вспоминает историю из своей жизни:

«Когда я приехала жить в Тарногу, была крайне удивлена количеству свободно разгуливающих собак. Они стаями носились повсюду, их можно было встретить даже в магазинах и административных зданиях. Столько я от собак натерпелась! Они портили грядки на огороде, а сколько кур и кроликов перетаскали! Однажды, когда большая вредная собака забежала ко мне на веранду, я ее заперла. Позвонила милиционеру, который никак не отреагировал на мой вызов, наоборот, сказал, что я буду держать ответ за свои действия. А хозяева собаки сделали вид, что вообще ничего не произошло. Как можно жить рядом с такими людьми?»

 

Но, к счастью, добрых слов о соседях звучит намного больше.

Н. С. Клепенкова из деревни Дешевиха Усть-Кубинского района:

 

— За 40 лет наша деревенька, где сейчас 72 жителя, стала для меня родной и любимой. Даже в мыслях нет ее покинуть. А вот дети все в Вологде. Но я хочу, чтобы свет родного деревенского окна всегда был им маячком и звал домой. У нас так хорошо: природа, простор, тишина, безопасность, душевное окружение. Для успокоения души — цветение черемухи на берегу Уфтюги, соловьи в ивняке, осенью — буйство красок повсюду, зимой — белое безмолвие. А занятие всегда можно найти, было бы желание да лень не мешала. А самое главное — жители у нас дружные, и всех возрастов люди есть. Хоть и далеко от райцентра, но живем, не тужим. Работаем, праздники вместе отмечаем, к примеру, Медовый Спас. И как заклинание каждый из нас повторяет: «Мне надо немного — жила бы деревня моя!»

Ad 3
Advertisements

Наталья Цветкова из поселка Чагода считает, что настоящее, искреннее добрососедство может быть только в деревне, а в современном городе оно постепенно утрачивается.

«Я помню, как в подростковом возрасте ездила к родственникам в Ленинград, которые жили в большой коммунальной квартире, и всем там хватало тепла и места, а сейчас в городах все не так, — пишет она. — Соседи по дому и даже по подъезду, как правило, не знают друг друга, живя годами на одной лестничной площадке, и это считается нормальным. А если и общаются, то чаще всего с недобрыми намерениями: пожаловаться на лающую по утрам собаку за стенкой или на затопленный сверху туалет. А в деревне соседи — все еще родные тебе люди».

А. А. Пучкова из Междуреченского района приводит такую статистику:
«В институте, а это было в советские годы, преподаватель по экономической географии задал мне вопрос, какое соотношение сельского и городского населения в нашей стране. Цифры я помнила: 75 и 25, но что с чем связать, не знала. Подумала так: города намного крупнее деревень, значит, и населения там должно быть больше. Так и ответила. «С точностью наоборот», — сказал на это преподаватель. А вот в нынешнее время мой ответ был бы правильным — село обезлюдело».

Об этом очень сожалеет Сергей Удальцов из Сокола, который признается, что он и все его сверстники — дети 60-х годов рождения — сильно ностальгируют по деревенскому детству, когда все соседи жили дружно и счастливо. И поговорка о том, что чужих ребятишек не бывает, была не только поговоркой, но и правилом жизни для всех взрослых, которые были рядом.

http://krassever.ru

Loading