Юлия Шемарина и Леон Кувутс переехали из страны тюльпанов в Бондарский район, чтобы на новых землях построить с нуля современный овощной бизнес. Источник: https://tamlife.ru

Первый урожай

 

 

«Пять тонн помидоров, десять тонн кабачков, тридцать тонн капусты, три тонны огурцов», — перечисляет Юлия скромный, по её меркам, урожай этого года.

 

 

Сами по себе цифры, может, и впрямь не сильно впечатляют — пока не узнаёшь, что всё это супруги-фермеры вырастили и собрали вдвоём. Причём стоит учесть, что дело их ещё молодо-зелено – хозяйство существует всего первый год.

 

 

Юлия и Леон начали бизнес буквально на пустом месте, перебравшись из далёкой Голландии в тамбовский посёлок. Теперь они, можно сказать, пустили здесь корни — на взятых в аренду 10 гектарах земли, которые до их приезда пустовали, а теперь уже вовсю плодоносят.

 

 

Сейчас у Юлии и Леона горячая пора – уборка урожая. Фермеры торопятся: надо успеть до морозов. В четыре руки они обрабатывают целую плантацию цветной капусты. Срезают крепкие белые кочаны, складывают в коробки и сгружают в трактор. Дальше на очереди – морковь, свёкла, тыква… Всё это ждёт заботливых рук, и фермеры от зари до зари в поле, дома их не застать.

Поэтому с Юлией Шемариной мы беседуем прямо на грядках с капустой. Ради беседы с корреспондентом «Тамбовской жизни» хозяйка молодого сельхозпредприятия ненадолго отрывается от работы. Её супруг Леон улыбается нам и машет рукой в знак приветствия – но поддержать разговор пока не может: по-русски он почти не говорит.

 

Муж сказал: «Поехали!»

 

 

30-летняя Юлия Шемарина рассказывает, каким ветром её занесло в Голландию и как фермерство стало делом её жизни.

 

 

Сама девушка родом из Моршанска. После школы поступила в Тимирязевскую сельхозакадемию на технолога. По окончании ей выпала возможность поехать на практику за границу, и Юлия этим шансом воспользовалась. Так в 2012 году она оказалась в Голландии, в местечке Ауденбош, где и познакомилась с будущим супругом: девушка стажировалась на его сельхозпредприятии.

 

 

«Леон – потомственный фермер, в третьем поколении, — рассказывает Юлия. — 125 лет его семья жила и работала на одной земле».

Леон по достоинству оценил и деловые качества Юлии, и красоту русской девушки. Он начал ухаживать за симпатичной практиканткой и вскоре сделал предложение, на которое Юлия ответила согласием.

 

 

В Голландии наша землячка прожила долгие шесть лет. Там у них с мужем родилась дочка, которую назвали на европейский манер — ВалерИ.

Но если в семейной жизни всё шло гладко, то бизнес, который теперь стал их общим делом, приносил всё меньше прибыли.

 

 

«Голландия — страна аграрная, конкуренция там огромная, — говорит Юлия. – Чтобы оставаться в плюсе, надо каждый год расти, увеличивать площади. Но земли там очень мало, всё рассчитано буквально до сантиметра, площади давно распроданы. Как мы ни старались, прибыль падала. И вот тогда муж сказал мне: «Поехали в Россию!»

 

 

До этого Леон бывал на Тамбовщине несколько раз — обычно зимой, когда им с Юлей удавалось вырваться в отпуск. И был поражён бескрайними просторами.

«А уж когда приехал в наши края летом – то просто влюбился! – Здесь столько земли, только работай», — говорит Юлия Шемарина.

 

 

Букет рассады на новоселье

 

 

Решение о переезде было принято. Ферму в Голландии продали и построили дом в посёлке Озёрный Бондарского района. В тамбовскую глубинку супруги вместе с трёхлетней Валери перебрались в феврале этого года.

 

 

Юлия признаётся, что переезд дался нелегко: пришлось везти с собой уйму вещей, включая любимый дочкин батут. Кстати, в России малышка сразу почувствовала себя как дома.

«Валери забыла Голландию моментально, — говорит молодая мама. — Ей кажется, что она всегда жила здесь».

 

 

Юлия рассказывает, что Озёрный они с мужем выбрали не случайно. Заранее разведали обстановку, узнали, что в посёлке как раз открылся завод по переработке овощей – а значит, урожай будет востребован. На Тамбовщине супруги решили обосноваться всерьёз и надолго. Взяли в аренду землю, приобрели почвообрабатывающий агрегат и трактор. И едва успев обжиться на новом месте, в марте уже высаживали рассаду.

 

 

Большую поддержку оказала приезжим новичкам руководитель местного предприятия «Урожай» Татьяна Передерий, куда фермеры сдают выращенные овощи на переработку.

«Татьяна Юрьевна помогла с землёй, она же теплицы под рассаду нем предоставила, — говорит Юлия. – И с чем бы мы к ней ни обратились – всегда помогает».

 

 

Десять гектаров в четыре руки

 

 

Любая поддержка фермерам сейчас кстати, ведь начинать бизнес и без того нелегко — а тем более в такое нестабильное, учитывая разгар пандемии, время. Задумки Юлии и Леона то и дело буксовали: то семена на таможне стоят, то удобрения не едут.

 

 

На тамбовской земле супруги предпочитают работать с уже проверенными сортами, которые им хорошо знакомы. Поэтому семена выписывают из Голландии. Вот только помощников себе из-за границы, увы, не выпишешь. А главной проблемой на новом месте оказалась нехватка рабочих рук, к чему Леон и Юлия оказались совершенно не готовы. Нанять пятерых рабочих, как супруги планировали изначально, не удалось. В итоге обрабатывать все десять гектаров фермерам приходится вдвоём – в четыре руки.

Конечно, многие процессы в их хозяйстве автоматизированы, но и ручного труда тоже хватает – только успевай поворачиваться.

«Сейчас дни короче стали, а летом, бывало, в четыре утра выезжали на поле – а возвращались в десять вечера, — делится Юлия. – Дочку видела, только когда спать её укладывала. Хорошо, мама моя пришла на помощь, сидела с внучкой. А сейчас водим Валери в детский сад».

 

 

И раз уж мы затронули эту тему, Юлия к слову замечает, что в Голландии молодым мамам приходится ещё сложнее. Там декрет длится всего 16 недель. В садики малышей принимают уже с 6 недель – и никого это не удивляет, для голландцев это норма.

 

Назад в восьмидесятые

 

 

Вспоминая жизнь в Голландии, наша землячка говорит, что её многое удивляло в этой стране. Например, то, что нельзя увидеться с друзьями в любое время. Невозможно просто взять и пойти в гости, когда вздумается.

«У голландцев вся жизнь расписана как минимум на два года вперёд. На каждый день – план в ежедневнике, — говорит Юлия. – Например, чтобы встретиться с другом, муж должен позвонить ему недели за три, чтобы согласовать время и место. И для голландцев вполне нормально ответить: «Я буду свободен через две недели в такой-то четверг в 14.45, могу уделить тебе час времени».
Это в порядке вещей, и никто не обижается. А для меня поначалу это было тяжело».

 

 

Но есть в этом излишне рациональном жизненном укладе, когда всё происходит по плану и по таймеру, и другая сторона – со знаком плюс. Моя собеседница признаётся: в Голландии всё настолько отлажено, что бизнес вести одно удовольствие — всё вовремя и без неожиданностей. Недаром и сельское хозяйство там суперэффективное: при минимуме земли и рабочей силы – максимум выработки.

В России всё движется медленнее, ленивей, как будто после сверхскоростного суперкара пересели на скрипучую телегу. Даже элементарная покупка удобрений, говорит Юлия, порой вырастает в серьёзную проблему: надо по сто раз звонить поставщикам, ждать, снова звонить…

 

 

«Муж признался мне как-то, что, приехав сюда, он как будто в 80-е годы вернулся, — признаётся Юлия. – Ещё его очень удивляет, что если обед с двенадцати часов, то без пятнадцати уже все расслабились, и работа практически стоит».

Наши фермеры, хоть и сами себе начальство, расслабляться даже и не думают: если сейчас недоработаешь, недоделаешь – то не только весь урожай, но и весь только зарождающийся бизнес рискуешь погубить на корню. Ставки высоки, поэтому отдыхать и жалеть себя некогда.

 

 

Кудрявый европеец на тамбовских грядках

 

 

Размах у приезжих овощеводов большой. Выращивают они порядка 20 видов культур. Огурцы, помидоры, болгарский перец, тыква, свёкла, морковь… Капуста белокочанная и цветная, брюссельская и кольраби.

 

 

Есть в ассортименте и эксклюзивные для нашего региона культуры – например, спаржа. А ещё листовая капуста, которая в Голландии и других странах Европы известна под названием «кейл». Там она суперпопулярна из-за своих полезных свойств. А на Тамбовщине пока не знают, что это за «фрукт» и с чем его едят.

Корреспондент «Тамбовской жизни» тоже увидел это растение впервые. Надо сказать, что кейл не перепутаешь ни с какой другой капустой: растёт он не кочанами, а букетами. И выглядит очень эффектно. Соцветия кейла похожи на кудрявые изумрудно-зелёные облака, которые тянутся в ряд до самого горизонта и дальше сливаются в один бархатистый ковёр. Но главное в этом овоще, конечно, не то, что снаружи, а то, что внутри.

 

«Недаром на кейле ещё дед Леона разбогател», — замечает Юлия.

 

 

В Голландии, рассказывает наша собеседница, листовую капусту традиционно сочетают с картошкой. Юлия охотно делится с читателями незатейливым рецептом. Так как стебли у кейла довольно грубые, в пищу употребляют в основном листья. Их варят в течение часа, после чего добавляют в картофельное пюре, приправляют мускатным орехом и перцем по вкусу – и можно пробовать.

 

Традиция работать

 

 

Юлия признаётся, что пока они с мужем вкладывают в своё дело гораздо больше, чем получают. Но фермеры надеются, что года через четыре их грядки начнут приносить прибыль. Останавливаться на овощах Юлия и Леон не собираются: планируют освоить ещё и ягодное направление. Клубника, малина, смородина, черешня — расти есть куда.

К тому же сейчас перед молодым фермерским хозяйством стоит задача расширять рынок сбыта. Помимо местного овощеперерабатывающего завода, Юлия и Леон уже наладили поставки в Москву. Машины с овощами они регулярно отправляют на самый крупный продовольственный рынок столицы. Кроме того, Юлия ведёт переговоры с тамбовскими супермаркетами. Девушка надеется, что в обозримом будущем любой тамбовчанин сможет купить их продукцию на прилавках магазинов.

 

 

В завершение нашей беседы я интересуюсь у Юлии, какие традиции они привезли с собой из Голландии.

Не задумавшись на ни минуту, моя собеседница отвечает:

«Традиция там на самом деле всего одна. — И после паузы добавляет: — Работать».

 

Loading