— И что вас заставило уехать из такой цивилизованной страны, как Германия, и поселиться в нашей глуши?

Эти слова Виктор Дмитриевич и Валентина Францевна Братушкины слышали за последние полтора года, как обосновались в Искре, много раз. Но не будешь же всем доказывать, что Европа далеко не так сказочна, как ее придумали и представляют те, кто там никогда не был. Источник: http://biysk-ok.ru

 

 

Хорошо там, где нас нет

 

 

Братушкины прожили в Германии 25 лет и все эти годы мечтали вернуться домой, в Россию, покинуть которую супругов заставили обстоятельства.

 

 

А что касается глуши, так Виктор Дмитриевич в ней вырос. С Искрой связана вся его жизнь, здесь ходил в садик, в школу, отсюда уходил в армию. Единственное, в жены взял девушку не из своего села и даже не из соседнего, а из Благовещенского района. Увидел Валентину Францевну и, преодолев стеснительность, которой страдал в молодости, не отступил. Не во всех немецких семьях с распростертыми объятиями принимали в зятья русских парней, но родители Валентины Францевны не препятствовали счастью дочери, и в 1976 году молодые поженились. Сорок два года она носит фамилию мужа, из них 25 лет была фрау Братушкин. В Германии женские фамилии не склоняются.

 

 

После свадьбы, пожив в Благовещенском районе, в деревне, где основное население составляли немцы, где царили порядок и достаток, Братушкины вынуждены были переехать в Солонешенский район. В Искре у Виктора Дмитриевича оставалась мать, которая нуждалась в помощи.

 

 

Беда пришла неожиданно, и оттуда, откуда ее не ждали. Их маленькая дочь получила травму, которая, по мере роста девочки, все больше увечила все ее тело. К физическим страданиям добавлялись моральные — жестокость детей не имеет границ.

 

 

Одно дело, когда болеешь сам, совсем другое, когда болен ребенок, тогда родители готовы на все. Операция, сделанная в институте экспериментальной медицины, где дочери в позвоночник вставили корректор, дала обнадеживающий результат, но только на время. А потом корректор перестал выполнять свою функцию — «расти» вместе с девочкой, и вместо пользы стал наносить вред. В 18 лет их дочь весила 25 килограммов. И вот тогда Братушкины вышли на Красный крест.

 

 

Через эту Международную организацию они попали в одну из германских клиник, где творят чудеса. А так как лечение предстояло очень длительное, решились на переезд. Конечно, жалко было за бесценок продавать большой дом из белого кирпича, который они построили сами, увольняться из колхоза-миллионера (на тот момент Братушкины вернулись на родину Валентины Францевны), терять все блага, которыми в 1993 году мало кто мог похвалиться.

 

 

В Германию поехали, не имея капиталов, все богатство — три дочери (четвертая родилась в Германии). Поселились в пригороде Лейпцига, жили первое время далеко не в идеальных условиях, можно сказать, в общежитии. Поначалу радовались, но, когда прошла эйфория, поняли: здесь совсем другой уклад, люди замкнутые, живут уединенно. Исчезла и радость, что не нужно вставать поутру, доить корову. Удивлялись, не придавая особого значения, что у магазинного молока такой большой срок хранения — аж шесть месяцев. Последствия не заставили долго ждать.

 

 

От напичканной химией продукции появилась аллергия практически у всех домочадцев. После натуральных продуктов организм оказался не готов к встрече с консервантами, всевозможными добавками и заменителями. Быстро пришло понимание и того, что будь ты немцем хоть в каком поколении, но, переехав в Германию, тебя будут считать русским, и нужно быть большим везунчиком, чтобы получить хорошую работу.

 

 

Братушкины на собственном опыте убедились в справедливости слов о том, что везде хорошо, где нас нет. И это при том, что, благодаря своим умелым рукам, Виктор Дмитриевич устроился на прилично оплачиваемую работу. Но у каждого плюса есть свой минус. Труд, требующий физических усилий, со временем привел его к инвалидности. Успокаивало лишь одно — после сложнейшей операции и многомесячных медицинских манипуляций дочь пошла на поправку.

 

 

— И что же мешало Братушкиным вернуться в Россию в тот момент? — спросите вы.
Ответ на поверхности — дела семейные. Подросли и вышли замуж дочери, стали рождаться внуки, отцы которых не готовы были поддержать идею о возвращении в Россию.

 

 

Старшая дочь, ради которой семья и перебралась в Германию, после выздоровления превратилась в настоящую красавицу, вышла замуж, и ее дочь всем говорит, что она русская, потому что такая же красавица, как мама.

Ad 3
Advertisements

 

 

Все семеро внуков Валентины Францевны и Виктора Дмитриевича говорят по-русски. Потому что там, в Германии, большинство выходцев из России дома разговаривают на русском языке, готовят русские блюда, а по выходным поют русские песни, которые так любят послушать немцы.

 

 

Вернуться на историческую родину, начать все сначала было тоже непросто. Валентина Францевна признается, что их мечта о возвращении никогда бы не осуществилась, если бы она не была уверена в муже, в его умении. Виктор Дмитриевич умеет все.

 

 

Приехав осенью 2017 года, купил, можно сказать, заброшенный дом, и засучил рукава. Пока жилье приводил в порядок, жить пришлось в летней кухне. В апреле нынешнего года зашли в дом, где все благоустроено, так же, как и в Германии, только нажимай на кнопки. Дел, конечно, еще впереди ого-го сколько — надо крышу перекрывать, стены утеплять и обшивать, в основном остались наружные работы. Есть задумка сделать дом двухуровневым.

 

 

Этим летом в гости приедет младшая из дочерей, та, что родилась в Германии. Она не замужем, ей 22 года. Учится на менеджера по международным оптовым продажам, знает несколько языков. Не исключено, что переберется к родителям. Не всем нравится жить среди каменных джунглей, где все рукотворное, кому-то хочется в земле покопаться и наслаждаться творением божьим, пить чистую воду, есть овощи со своего огорода.

 

 

Россию надо очень любить, не надо ее хаять, ругать и сравнивать с придуманной сказочной Европой. Красота у каждого в голове. Эту мысль Валентина Францевна и Виктор Дмитриевич высказывали не раз, вспоминая о своей жизни в Германии.

 

 

С мечтой о фермерстве

 

 

Обосноваться с Искре решили и братья Екель. У них хоть и своя жизненная история, но мало чем отличающаяся от первой, разве только тем, что 25 лет назад их в Германию увезли родители. Старшему Алексею было 17. Сейчас ему 42.

 

 

Желание кардинально поменять свою жизнь пришло к братьям, а их четверо, давно. Жизнь в Германии не сулила никаких перспектив, с работой сложно, у детей нет будущего, а их у второго по старшинству брата Николая десять, и у самого младшего четверо. Как вариант вначале рассматривали Канаду, но с переездом туда большие сложности. И тогда братья, за исключением предпоследнего, у него хорошая работа, решили возвращаться в Россию. Приехав в 2017 году, убедились, что страна уже не та, что была в девяностых, стали подбирать место. А так как родились братья в Киргизии, затем жили в Калмыкии, где горная местность, равнину не рассматривали.

 

 

Сначала объехали Горный Алтай. Люди там живут неплохо, держат много скота, настолько много, что не хватает земельных угодий, чтобы прокормить его. Развернуться там негде. А цель братьев — заняться сначала самообеспечением, развести личное хозяйство — скот, птицу, пчел, а затем плавно перейти к фермерству, чтобы было чем заняться самим и что оставить детям.

 

 

В 2018 году «Джип» Екелей с домом на колесах колесил в поисках места на жительство по нашему району. Судьба привела братьев в нужное место и к нужным людям. Этим местом оказалось с. Искра, а людьми — супруги Братушкины. Они оказали им всяческую помощь и содействие, хотя до этого были не знакомы.

 

 

Братья рассчитывали купить жилье, но нужных вариантов не нашли, и тогда они решили строить дом. Приобрели брус и уехали. В июне нынешнего года приехали втроем: Алексей Альбертович, Николай Альбертович и его старший сын, которому скоро исполнится 18 лет. Остановились у Виктора Дмитриевича и Валентины Францевны, разместились в той самой летней кухне, где до них жили хозяева. После семи дней пути (добирались снова на машине), отдохнув от дороги, принялись за расчистку территории от травы. Физической работы они не боятся и к осени рассчитывают возвести дом. На зиму снова уедут в Германию, а на следующий год возьмутся за отделочные работы. А когда перевезут свои семьи, будет в Искре много-много детворы.

 

Надежда Зяблова, фото Евгения Валюса.

Loading