В 600 км от Владивостока, недалеко от нацпарка «Бикин» расположено село Красный Яр, жителями которого являются коренной малочисленный народ удэгейцы, занимающиеся ремесленным делом, рыбалкой и охотой. Источник: https://tass.ru

 

 

Село Красный Яр, стоящее на заповедной реке Бикин в Приморском крае, знаменито традиционными ремеслами и промыслами народа удэгейцев: его жители охотятся в тайге, делают украшения из костей и рогов животных, рыбачат. О том, зачем люди переезжают в отдаленное село в дальневосточной глубинке, рассказали сами селяне.

 

 

Красный Яр находится в 600 км к северу от Владивостока, на левом Берегу реки Бикин, рядом с одноименным национальным парком, который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

 

Нацпарк «Бикин» — единственная в стране особо охраняемая территория федерального значения, в задачи которой входит сохранение традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Почти две третьих жителей Красного Яра — удэгейцы. В 2019 году жительница села Наталья Канчуга на встрече с президентом России Владимиром Путиным озвучила проблему сохранения уникального удэгейского языка и традиций этого народа.

 

 

Черепа в ажурной вязи

 

 

«Первым делом, когда начинаю работать, я включаю музыку», — рассказал косторез Юрий Канчуга, вставляя в уши капельки наушников. Мы беседуем в его мастерской — просторной комнате в ремесленном доме. Здесь пахнет жженой костью, у стены лежат подготовленные к работе черепа изюбрей с раскидистыми рогами, а на полках разместились уже готовые украшения и фигурки-обереги.

https://vestiprim.ru/uploads/posts/2017-04/1491352761_kadr-107727_netrebenko-mastera-udege.mp4-1.jpg

«Материалы я прошу у охотников, иногда даже делаю заказы: например, в офисе нацпарка стоит череп изюбря, я заказал еще один такой опытному охотнику, он пообещал, что будет искать такое же крупное животное, чтобы принести мне его голову. Большинство изделий покупают туристы, но когда я только начинал здесь работать, в основном за ними подходили местные», — сказал косторез.

 

 

У стены в офисе нацпарка действительно стоит большой череп с рогами, украшенный ажурной вязью. Канчуга вырезал на нем сцены из истории сотворения мира, в которую верят удэгейцы, дополнив национальные узоры своей фантазией. Значение фигурок Юре объяснил местный резчик по дереву Владимир Суляндзига. Например, духов-охранников сэвэнов, оберегающих от зла, мастера изображают с выставленными вперед ладонями: так они отталкивают негативную энергию, и обладатель этого сувенира, как считают удэгейцы, всегда будет в безопасности.

 

 

Сувениры Канчуга вырезает из рогов изюбря, черепов и когтей медведя, иногда из моржового клыка — в основном серьги. Также для работы мастер использует когти, кости, зубы и позвоночные диски.

 

 

Он рассказал, что в 2006 году, когда ему исполнилось 14 лет, поступил в колледж на Чукотке, куда его мать уехала на заработки. «Мой учитель говорил, что у меня есть предрасположенность. За первый год я понял как обращаться с костью, и потом задания по мастерству давались мне легко», — признался он. После учебы Канчуга вернулся в родное село и уже пять лет работает в нацпарке. Теперь он планирует взять себе учеников — школьников шестого-седьмого класса.

 

 

Влюбиться и остаться

 

 

В соседней комнате встречаем руководителя ремесленного дома Ирину Нагорную, которая переехала в Красный Яр из Забайкалья, влюбившись в удэгейца.

«Из Читы я приехала во Владивосток и какое-то время жила там. Познакомилась с удэгейкой из Красного Яра, она позвала меня в гости, узнав, что я люблю природу, рыбалку, что все таежное меня завораживает. Она познакомила меня со своим другом Андреем Нагорным, и он повез меня в тайгу. В тот день я была ошеломлена: я то ли в него влюбилась, то ли в тайгу, то ли в это место, я готова была остаться здесь навсегда», — поделилась Нагорная воспоминаниями.

 

 

После этого Ирина вернулась во Владивосток, но быстро поняла, что не хочет там оставаться, и вернулась в село. Здесь она начала заниматься ремеслом, а муж-удэгеец научил ее рыбачить и охотиться.

Ad 3
Advertisements

 

 

Ирина рассказала, что во второй поход с мужем в тайгу они встретили медвежонка, которого пришлось застрелить. Это очень ее расстроило, но уже зимой Ирина сама впервые добыла изюбря. «Когда настала зима, мы ушли на сезон, где я прожила шесть месяцев. За это время я научилась выслеживать изюбря, читать следы. В ту зиму я добыла изюбря сама, это меня еще больше вдохновило», — улыбнулась она.

 

 

Уже три года Нагорная руководит ремесленным домом, который, по ее словам, подняла с колен вместе с директором нацпарка Алексеем Кудрявцевым. Здесь мастерицы шьют национальные халаты, вышивают узоры на различных изделиях, делают амулеты. В планах — сделать ремонт в одной из комнат и превратить ее в выставочный зал, где гости смогут любоваться изделиями местных мастеров.

Отпуск на Яру

 

 

История терапевта местной поликлиники Любови Пассар — долгий путь к самой себе из национального села через другие города России. Она родилась в селе Олон, по соседству с Красным Яром, но прожила там недолго, закончив школу уже в Хабаровске. Там же она поступила в медицинский университет на подготовительное отделение народов Севера, где дети коренных народов со всего Дальнего Востока получали медицинское образование. На пятом курсе она познакомилась с будущим мужем — Петром Пассаром.

 

 

До 2007 года она работала в Хабаровске заведующей наркологической службой Хабаровского района и занималась общественной работой. Пассар состояла в Ассоциации коренных малочисленных народов севера, а в 2007 году правительство Хабаровского края выдвинуло ее на должность главы региональной Ассоциации коренных народов. «На старости лет я бросила свою профессию, пошла в политику», — сказала Пассар.

 

 

В 2018 году Кудрявцев попросил ее найти в Красный Яр врача из числа представителей коренных народов, который смог бы работать в недавно построенной больнице. Медику пообещали жилье. Эту вакансию Кудрявцев предложил рассмотреть и самой Любови. «А мы с мужем всю жизнь мечтали переехать на Яр: думали, на пенсию выйдем и поедем жить в Красный Яр. На берегу есть участок мамин, построим и будем жить. К сожалению, мужа уже три года нет», — рассказала собеседница.

https://klm-art.ru/upload/medialibrary/96f/96f1e7ac2b7cd4f797d38443a361739f.jpg

 

Для работы здесь пришлось за год пройти две переквалификации, так как в больнице был нужен врач-терапевт или врач общей практики, а Пассар по профессии — психиатр-нарколог.

 

 

Дети поддержали решение о переезде, и окончательное решение было принято очень быстро. «Я хочу сказать, что такой гармонии с самой собой, наверное, я не ощущала с самого детства. Я просто счастлива, что я сюда переехала. Всю жизнь мечтала целый отпуск провести здесь, на Красном Яру, и вот я  здесь», — говорит, улыбаясь, Пассар.

 

 

Наталья Никулина.

Loading