«У меня пятеро детей, и я теперь точно знаю, что могу все!» — этот статус закреплен на страничке в соцсети бывшей петербурженки, сменившей  лоск культурной столицы на семейное счастье в деревне.

Яна и Константин Владимировы вместе уже 14 лет. С пятью своими детьми – 12-летней Юлей, 10-летней Ульяной, 7-летней Аленой, 4-летней Александрой и маленьким Спиридоном, которому всего чуть больше года — они живут в поселке Демянск Новгородской области, неподалеку от Селигера. Несмотря на то, что этой зимой поблизости осталось всего три жилых дома, Владимировых это ничуть не смущает. И даже в Петербург, откуда они уехали несколько лет назад, совсем не тянет – разве что в гости к бабушке.

«Сначала был шок»

Первым толчком к резким переменам в жизни стала обычная поездка на дачу, вспоминают многодетные родители. Сейчас семья из семи человек живет в небольшом одноэтажном доме, который был куплен несколько лет назад.

«В городе мы теснились со свекровью и родственниками мужа. А тут свой дом, красивая природа, свобода! Отказаться от удобств было несложно. Воду мы провели. Разве что теплого туалета нет. Зато баню ни один городской душ не заменит!», — говорит Яна.

Отчасти именно появление собственного жилья вдохновило Владимировых на многодетность.

«Я всегда была уверена, что детей больше двух не бывает. А потом мы купили дом в деревне, и появилась третья дочка, Алена, — рассказывает Яна. — Сначала, когда только забеременела, была в состоянии шока, очень переживала. Успокоиться помогло общение с местным батюшкой, который порадовался за нас и благословил. А переехав в Демянск окончательно, мы познакомились с другими многодетными семьями, и это придало еще больше смелости. Так что остальные дети родились уже осознанно».

«Стресс, по которому скучаешь»

Разумеется, жизнь в деревне простой не назовешь, признают Владимировы. Справляться с повседневными сложностями, по их словам, помогают дисциплина и взаимовыручка. Дети, к примеру, вместе с мамой следят за хозяйством – ухаживают за огородом, кормят кур, гусей и овец и даже умеют доить коз.

По словам Яны, дети для нее – самое важное и сложное, но и о себе они с мужем стараются не забывать. В поисках равновесия между собственными желаниями и ежедневными заботами Владимировым удалось превратить свои увлечения в работу. Константин — фотограф, а Яна – дизайнер. Сейчас у них есть свое общее дело, которое приносит небольшой, но доход. В списке заказчиков немало детских учреждений, которые просят снимать различные праздники и делать красивые фотоальбомы на память для других семей.

«Отказываться от каких-то вещей, действительно, приходится. Думаю, если бы я вложила столько же сил в какое-то другое дело, то непременно добилась бы больших результатов. Впрочем, психологически остро ощущаешь это только тогда, когда появляется первый ребенок. Потом становится чуть тяжелее физически, но старшие дети всегда выручают — присматривают за младшими, помогают с уборкой, — говорит многодетная мама. — Да, дети – это постоянный стресс, примерно, как у редактора сдача номера. Но когда их нет рядом, скучаю безумно!»

«Образование лучше, чем в мегаполисе»

Вопреки предрассудкам о том, что жизнь в глубинке порождает проблемы с образованием и лечением, родители отмечают, что, на самом деле, получается даже лучше, чем в городе.

«Что касается школы — в классе по три человека, то есть образование почти индивидуальное. А благодаря любви и вниманию со стороны местных учителей, успехи у детей значительно выше. Примерно то же самое с садиком — в группе 12 человек, трое из них — наши. По уровню заботы — как к бабушкам их отдаешь», — рассказывает Яна.

Добираться до образовательных учреждений, а потом обратно несложно – для этого по деревням курсирует специальный школьный автобус, запущенный в регионе по поручению президента РФ Владимира Путина.

Больницы в поселке тоже есть. Правда, обращаться туда часто не приходится — учитывая жизнь на свежем воздухе и натуральных продуктах, болеют здесь значительно реже.

«Большой соблазн»

Детям, знающим город только по периодическим визитам к бабушке, жизнь в мегаполисе кажется довольно заманчивой. По словам Яны, старшие хотят переехать и жить в Петербург. При этом она с улыбкой добавляет: «Это они еще в городскую школу не ходили».

Больше всего привлекает детей наличие у бабушки телевизора, от которого Владимировы сознательно отказались. Свойственна ребятам и привычная для их городских сверстников тяга к различным гаджетам.

«Телефоны — это очень большой соблазн! Мы даже сделали расписание, кто за кем в Интернете сидит. В этом смысле хорошо, что детей у нас много», — говорят родители.

Ad 3
Advertisements

Впрочем, близость природы помогает минимизировать зависимость от гаджетов. В свободное время дети обычно играют во дворе, катаются на велосипедах, строят что-нибудь или читают. А еще – любят ездить в гости к другим многодетным семьям.

«Хочется поблагодарить»

Кроме удобных автобусов государство помогает различными льготами. Правда, их семья получает по прописке – в Петербурге. Согласно статье 18 Социального кодекса РФ многодетным семьям в России положены, к примеру, ежемесячные денежные пособия и ежегодная компенсация затрат на образование.

Проживающим в собственном доме обычно компенсируют затраты на закупку топлива и водоснабжение. Размер льготы зависит от количества детей в семье. Если их больше трех, скидка составит 30%, а тем, кто воспитывает больше восьми – 50%.

Кроме того, большие семьи могут рассчитывать на скидки при покупке железнодорожных билетов, а если детей больше семи – государство покрывает и расходы на приобретение собственного транспортного средства. Приятный бонус — льготное питание в школах, а также путевки для отдыха и оздоровления детей, которые можно получить при желании.

По словам Владимировых, значительную поддержку оказывают и различные благотворительные организации, ориентированные на помощь многодетным.

«Хочется выразить большую признательность волонтерам Екатерине Порфировой и Анне Жариковой. Они очень помогли на первых порах, пока мы устраивались на новом месте, и сейчас продолжают нас курировать», — рассказывает Яна.

Жизнь в деревне VS жизнь в городе

Родители Яны и Константина поначалу не поддержали решения о переезде в деревню и ждали, что они скоро вернутся. Но, несмотря на трудности, возвращаться им не хочется до сих пор.

«Думаете, мы что-то потеряли, уехав в деревню? Нет. Потеряли, мне кажется, те, кто купил квартиру в «муравейнике» где-нибудь на Парнасе (район на окраине Петербурга, — ред.). У нас свой дом, мы едим свежее мясо, свежие овощи, ягоды, пьем парное молоко. Сколько стоит так питаться в городе? Индивидуальное обучение, опять же, в какую сумму обойдется в Петербурге? А группа до 10 человек в детском садике? На своем участке я делаю все по собственному желанию: хочу — грядку, хочу — альпийскую горку. Могу отправить детей на улицу без опаски, что их кто-нибудь украдет», — говорит Яна.

Основной аргумент, которым бравируют люди, говоря об упадке деревни, — это отсутствие работы. По словам Владимировых, наемный труд здесь действительно почти не нужен. Но при этом никто не мешает развивать свое дело, и многие предприниматели живут неплохо.

Сейчас Владимировы планируют строительство нового, большого и просторного дома. Участок уже есть, проект — тоже, и в ближайшее время, если все получится, семья приступит к реализации планов.

На вопрос о пополнении в семье Владимировы отвечают:

«Детей планировать вообще нельзя — они, если хотят, сами появятся!»

Но теперь, когда ребят в семье уже пятеро, перспективы появления новых совсем не пугают.

Собственный опыт и общение с другими многодетными семьями, которые живут поблизости, только добавляют уверенности. Более того, Владимировы сами стали заразительным примером для друзей и знакомых. Некоторые из них всерьез подумывают о большой семье и переезде из Северной столицы в глубинку.

Автор: Аврора Зорина.

https://politexpert.net

Loading