Жительница Бурятии Надежда Бадмаева, выйдя на пенсию, решила превратить свою деревню в туристический центр

Надежда по профессии – физик, много лет отработала в местной школе учителем.

— У нас в улусе (бурятской деревне – Ред.) каждый преподаватель на вес золота, — рассказывает Надежда. – Но я в какой-то момент поняла, что мне тесно в школе, жизнь коротка и надо успеть что-то еще. Я всегда была активной – хорошо стреляла из лука, вела кружки в школе, изучала историю родного края.

Улус Хилгана находится в 360 километрах от столицы республики Улан-Удэ и в 60 километрах от районного центра города Баргузин, в стороне от трассы.

— Когда раньше по утрам в школу  шла, все время вершинами Баргузинского хребта любовалась,  — продолжает Надежда. – Горы, как на ладони, прямо передо мной возвышается священный Бархан-Уула. И вот смотрела я на все это и думала: ну почему такую красоту видим только мы, несколько сотен жителей Хилганы? А остальной мир? Чем мы хуже Италии, например? Я уже взрослый, состоявшийся человек. Вырастила троих сыновей, выпустила сотни учеников. Вышла на пенсию и решила прославить наш улус на весь мир.

Слепить юрту из теста

Надежда сшила национальный костюм и стала ждать гостей. Договаривалась с гидами, которые возят туристов по республике. Отважившихся посетить далекую бурятскую деревню, встречала у ворот с молоком и хлебом.

— Рассказывала о наших традициях. Вместе с туристами делала буузы – национальное бурятское блюдо. Буузы похожи на манты или хинкали, но имеют свою особенности. По форме напоминают бурятскую юрту, сверху нужно сделать 33 защипа. Обязательно ставила на стол  муку грубого помола, сахар и сметану. Обычно мы смешиваем все эти ингредиенты и скатываем в шарики. Как-то туристам из Подмосковья рассказала, что такими «шариками» питаются наши ламы во время поста – носят их постоянно с собой, отщипывают по кусочку и ничего кроме этого не едят. В группе был восьмилетний мальчик, его так впечатлил мой рассказ, что он скатал себе большой шар, сказал, что в дороге будет есть только его. Уже сытых гостей вожу по улусу. Подвожу к воротам дома 79-летней бабушки Сажи. У нее пятеро сыновей, а значит, у ворот стоят пять коновязей, чтобы каждый сын смог привязать своего коня. Конечно, мужчины уже не ездят на лошадях, но коновязи остались. Рассказываю о Баргузинских горах и священном пике Бархан-Уула. Объясняю, что если он покрыт облаками, значит бархан сердится и надел шапку. Надо сказать ему добрые слова и поклониться. Если сделать это с открытой душой, то бархан может изменить свое настроение и снять свою белую шапку. Тогда туристов ждет теплый солнечный день.

«Инопланетяне»

 

Первое время на Надежду с ее костюмом и гостями местные жители смотрели с  непониманием. Но потом привыкли – увидели, что в их бурятский улус действительно стали приезжать туристы. На помощь Надежде пришли школьники. Стали проводить экскурсии по деревне.

 

— У нас в улусе живут только буряты, — говорит Надежда. – В школе, конечно, преподают русский язык и литературу, но между собой все говорят только на бурятском. Первое время каждого гостя с европейской внешностью воспринимали, как инопланетянина. А сейчас уже привыкли. Благодаря туристам, у наших детей появляется возможность поговорить на русском языке.

 

За летние месяцы Хилгану посещает около тысячи человек. Чтобы привлечь еще больше туристов, Надежда построила у себя во дворе юрту.

Ad 3
Advertisements

— Сначала не понимала, чем же ее заполнять, ведь у нас почти не осталось старинной бурятской посуды, — говорит Надежда. — Но вещи сами стали находить меня. Обнаружила у родителей старинный самовар, который принадлежал моей бабушке. Он 1888 года выпуска, и до сих пор в отличном состоянии. Потом одна жительница нашего улуса принесла мне старое ржавое стремя. Она  хотела его выкинуть, но потом вспомнила, ,что я интересуюсь стариной. Отдала вещицу на экспертизу. Историки подтвердили, что это стремя гуннского периода, хотели у меня его выкупить. Но я решила артефакт не продавать, а показывать гостям.

«Бонджорно, дорогие гости!»

 

Мечта о том, чтобы о родной Хилгане заговорили в Европе, сбылась прошлым летом — к Надежде приехали итальянцы.

— На Байкале проходил Международный симпозиум математиков, — вспоминает Надежда. – Наши бурятские гиды уже хорошо обо мне знали, и привезли ко мне группу итальянцев. Конечно, они были в восторге от нашего улуса. Объясняла им, как здороваться с лошадьми, чтобы привлечь удачу. Показывала, как готовить национальные блюда. Выяснилось, что одна девушка – Ребекка – не ест мяса. Ничего страшного! У нас очень хорошая молочная кухня. И пока все остальные наслаждались буузами и супом, она ела горячий хлеб, сметану и творог. Я показала, как из сметаны получить масло. Ребекка  сказала, что у них на севере Италии масло сбивается точно таким же способом.

 

Недавно Надежда Бадмаева получила грант от Министерства спорта и молодежной политики.

— Я представила свою программу «Четыре опоры», — говорит Надежда. – Наши опоры – это обычаи, кухня, ремесла и фольклор. Мне выделили 100 тысяч. Сумма небольшая, но я считаю этот грант своей маленькой победой.

На деньги гранта Надежда решила заказать лук со стрелами и национальный инструмент маринхур – такой должен находиться в каждой юрте.

— У него две струны – одна их хвоста кобылы, другая – из хвоста жеребца. Научусь сама играть на маринхуре, и буду обучать туристов. А из лука и я и так стрелять умею! Главное, что за последнее время я поняла, что жизнь после 50 только начинается. У меня как будто второе дыхание открылось. Каждый день узнаю что-то новое, учусь. Туристы, которые ко мне приезжают, оставляют свои адреса и телефоны,  зовут в гости. Когда будет время, отправлюсь в путешествие по России и Европе.

https://www.metronews.ru

Loading