26.09.2019. брестская область. малоритский район. д. доропеевичи. вышиванка. традиционное ткачество. вышивка. белорусские традиции. традиционные промыслы. материальная культура. спадчына. мастерица. ткачиха. степанида степанюк. Фото Алексея Столярова.
Первое, чем нас встретили Доропеевичи, — своим гостеприимством. Едва мы ступили на порог хаты нашей героини, как хозяйка баба Стэпа поспешила блины печь.  Источник: https://www.sb.by

Так зовут сельчане известную на всю Беларусь мастерицу Степаниду Степанюк. Вот уже более 75 лет она ткет рукодельные костюмы и платья, рушники и скатерти, наметки и пояса — все на старых кроснах.

 

 

 

Известной бабушку Степаниду сделал уникальный способ ткачества «кожушком». В XX веке он был забыт, уступил более простым вариантам. Но Степанида Алексеевна один раз увидела вытканный «кожушком» узор и решила обязательно повторить. Да не все так просто. Пошла к соседкам‑мастерицам — никто так не ткал. В соседнюю деревню обратилась — и там помощи нет. Как знать, получилось ли бы, кабы не вещий сон под утро.

 

Успела Степанида Алексеевна в том сне рассмотреть, как заправлены кросна. Нити там были накиданы менее плотно. Проснувшись, хозяйка ни еду не готовила, ни в хате не прибирала. Первым делом поспешила за кросна. Заправила не весь станок, а маленькую полоску. Тут чудо и произошло. Как говорится, сон в руку оказался. Все вышло точно так, как ткали в Беларуси 150 лет назад.
Теперь если с одной стороны полотна по красной дорожке расстилались белые узоры, то с другой — наоборот, по белой красные. Как негатив и позитив фотографии — выбирай любую сторону.

 

Степанида Степанюк родилась до войны. Шесть лет ей было, когда на их хуторок в лесу нагрянули немцы. Семью с пятью детьми перегнали в соседнее село Доропеевичи, чтоб были под общим контролем и партизанам не помогали. Мама Степаниды хорошо ткала, ткацкие кросна сделал отец. Делали одежду, рушники, покрывала, половики… Продавали или меняли на еду. Так и выживали во время войны.

 

Так же сегодня ткет на кроснах дочь Степаниды Алексеевны. Валентина Готовчиц всему научилась у мамы, давно сама лихо справляется с прялкой, моталкой, кроснами и челноком. Говорит, разве что за узоры по‑прежнему отвечает мама Степанида.

 

— Все это именно старинные узоры со старых костюмов, — объясняет Валентина Готовчиц. — У нас были и сейчас остались юбки старого образца. Мы с них и переносим все узоры. Только сочетаем по‑разному, переставляем, дорисовываем, что‑то свое придумываем. Например, используем васильки, да и им уже много лет. Это в основном делает моя мама, она сама и придумает, и нарисует.
 

С любопытством наблюдаю, как челнок с нитью в руках мастериц перелетает по зеву справа налево. Теперь нить резким движением деревянного бедра с зубчиками прижимается к основе будущего изделия. Со стороны все кажется не очень сложным. Но не сразу замечаешь, что ткачиха и подножки одну за другой в нужный момент нажимает, и нитеницы в четырех разных сочетаниях в особой последовательности дергает…

 

Даже у опытного мастера на тканый фартук уйдет три дня. На кофточку — больше недели. Юбка — самое сложное, на нее уйдет не менее двух недель. Чтобы создать целый костюм, понадобится месяца два усидчивой работы, ведь домашнее хозяйство не бросишь, оно тоже времени требует. Тут без любви к ткачеству никак.

 

 

Сколько метров полотна наткали — тут никто не возьмется подсчитать. Было время, Степанида Алексеевна днем швеей работала, а вечером к любимым кроснам спешила. Есть среди изделий, которые ткет бабушка Степанида, одно довольно редкое. Это «наметка», или «плат», — головной убор, который замужние крестьянки носили в старину. Тканые полоски шириной сантиметров 30 — 60 делали исключительно из тонкой льняной нити и именно здесь, в Малоритском районе Брестской области, их богато вышивали.

Чтобы показать мужской национальный костюм на человеке, женщины позвали к нам на встречу мужа одной из них. Пока мастерицы демонстрируют работу на кроснах, прялке, лебедке‑моталке, находится задание и для мужчины. Краем уха слышу от него, что не мужская это работа — с нитками возиться. Интересуюсь: неужели совсем не мужская и даже в былые времена не помогали?

Ad 3
Advertisements

 

— Еще как помогали! — протестует Валентина Готовчиц. — Моталок у нас не было, мужчины моток держали, а женщины нитку в клубок скручивали. Я была маленькая и помню, как в детстве мама сидела за кроснами, ткала половики, а папа с противоположной стороны помогал, ровнял, перебирал крючком нитки. Лен убирать и обрабатывать тоже помогал.

Но Валентина Ивановна признает, что все же издавна эта работа считается больше женской. Зная, что на занятия к ней в кружок ткачества приходят школьники, спрашиваю, есть ли среди них парни и не дразнят ли их.

— Есть и мальчики. Один из них семиклассник. Ему нравится покрутить лебедку, нитки намотать,  сам за кроснами ткет. Всегда интересуется, когда мы начнем кружок в следующий раз. Дети ничего не говорят, что это «бабская работа» или что‑то такое. Они так не разделяют. Нравится — значит, приходят.

 

 

Мама Степанида Алексеевна Степанюк стала инициатором открытия кружка ткачества в деревне Доропеевичи, а дочь Валентина Ивановна Готовчиц сегодня им руководит. Так в их женских руках и живет возрожденная старинная техника ткацкого мастерства.

 

 

Автор: Виктор ЧАМКОВСКИЙ.

Loading