В России количество сельских населенных пунктов превышает городские в семьдесят два раза. И, несмотря на это, ежегодно тысячи сел и деревень исчезают с карты страны. На фоне всеобщего вымирания и опустения деревня Выезжий Лог, находящаяся в Манском районе Красноярского края, словно белая ворона: здесь строят новые дома, сюда возвращается молодежь, а взрослые люди все так же чтут традиции.

В глубине тайги

 

Дорога до Выезжего Лога виляет сквозь тайгу. Солнце медленно спускается за макушками елей и кедров, погружая дорогу, идущую через лес, в полумрак. В Выезжий Лог мы едем с Игорем, одним из уроженцев этой небольшой таежной деревни, чтобы застать  увидеть, как село готовится к зиме. Родственники Игоря пригласили его помочь на покосе.

 

— Это хорошо, если солнечная погода продержится с неделю, тогда трава в поле быстро высохнет, и мы успеем заготовить сено на зиму. Нужно-то всего ничего — пять больших зародов, — рассказывает парень.

 

Из города мы выехали поздно, и ночь застает нас в пути. До Выезжего Лога 180 километров по трассе через лес. На дворе середина августа, и погода в это время очень капризна, но после недели дождливых и пасмурных дней в Выезжий Лог внезапно пришло лето, и столбик термометра поднялся до тридцати градусов.

 

В деревню мы въезжаем через три часа пути уже глубокой ночью, но в ней светло: фонари освещают главную улицу, которая в конце пути заканчивается мостом через речку Мана. Повиляв по улочкам, мы поднимаемся на холм, где и живут родственники Игоря. Нас встречает его тетя Аня. Освещая себе дорогу ручным фонариком, она распахивает ворота, впуская нас во двор.

 

— Я пошла за коровами, опять к осени блукать стали. А вы в дом идите, ужин на столе и в баньку, она уже горячая, — напутствует тетя Аня и скрывается в темноте.

С холма, на котором расположился дом приютившей меня семьи, раскинулся вид на ночную деревню: она тянется вдоль леса по берегу реки. Одни дома выстроились у подножья заросшего лесом холма, другие «вскарабкались» на его склоны.

 

Дома здесь ухоженные, с пластиковыми окнами, кустами рябины во дворе и большими садовыми участками. Есть несколько продуктовых магазинов, аптека, отделение почты, клуб, средняя школа и фельдшерский пункт.

 

Хозяин тайги

 

На первый взгляд, Выезжий Лог — это обычная деревня. Но это не так: есть в истории одна «точка», которая полностью изменила самосознание местных жителей. В 1968 году здесь проходили съемки фильма «Хозяин тайги», в котором сыграл роль актер и поэт Владимир Высоцкий. Событие, которое 47 лет назад взбудоражило размеренный быт рыбаков, лесозаготовителей и «хранителей рецепта уникального самогона», до сих пор свежо в памяти людей.

 

Хозяин тайги — советский детектив, действие которого проходит в тихом таежном поселке. В центре сюжета — ночная кража в местном магазине, расследование которой берет на себя молодой деревенский милиционер. В картине показали местные красоты и жизнь рабочего поселка, его жителей, занимающихся заготовкой и сплавом леса по бурной таежной реке.

 

Походив по поселку, можно заметить, что по-прежнему на своем месте стоит здание конторы, возле которой шли массовые съемки сцены отъезда на базар. А вот магазина уже нет, разобрали на доски и построили «стайку». Да и улочки выглядят уже нет так, как раньше. Зато жители поселка, кто постарше, до сих пор помнят, как останавливались у них актеры, как участвовала в съемках большая часть местного населения, и как платили в день за массовые сцены по полтора рубля детям и по три — взрослым.

Ad 3
Advertisements

В память об этом событии на берегу Маны, где во время съемок жил Высоцкий, установили камень с мемориальной доской, на горе сделали надпись в честь создания фильма и ежегодно проводят экскурсии и фестиваль авторской песни «Высоцкий и Сибирь».

— Из-за этого и деревня-то у нас на слуху. Бывает приедешь в новое место, начинают расспрашивать, кто ты и откуда, но стоит деревню назвать и фильм упомянуть, так сразу же кивать в ответ начинают, мол знают, — рассказывает молодая Инна Цыкунова, инструктор по спорту. В деревне она живет с рождения, правда, уезжала учиться на дизайнера в Красноярск на три года. Но как-то не пошло, вернулась домой отдохнуть, да так и осталась. Сначала предложили работу в клубе, исполнять обязанности директора, потом перешла в молодежный центр. Девушка жалуется, что раньше внимания к деревне было больше. Но сейчас все изменилось.

 

— Раньше у нас тут проходил фестиваль «Высоцкий и Сибирь», а потом его в Нарву перенесли, говорят, там места больше. А к нам из-за фестиваля люди приезжали, хоть какое-то развитие. Мы даже плакаты писали против переноса праздника, протестовали, а что толку-то. А вообще у нас и так туристов много приезжает, на сплавы. С конца мая на берегу лодки появляются, плоты строят. Отсюда людей в верхние пороги заплавляют. В нижних тоже красиво, но там не такие камни, как в верхних.

Новая жизнь

 

Летом в деревне тихо. Только иногда по главной улице проносятся огромные оранжевые самосвалы, которые везут гравий на стройку железной дороги. Сейчас на этой стройке работает почти половина мужского населения Выезжего Лога. Остальные — либо на покосе, либо в тайге, собирают ягоду.

 

Вообще, деревня оживает только на праздники: так в ночь на Ивана Купалу мальчишки заносят на гору колеса, поджигают и спускают вниз. Штук по десять за раз, пылающие покрышки катятся с высоты, разбрасывая искры, под визг женщин и детворы. На Масленицу здесь тоже весело: появляется масленичный городок, парни карабкаются на столб, девушки смеются, а местные бабушки организовывают базарчики, продают блины с самогоном. Молодежь наряжается, катается на санях, перетягивает канат, а в итоге поджигает чучело зимы.

 

Но, пока праздников нет, в деревне скучновато — занимайся работой, читай книги, смотри телевизор. Ну или сиди в интернете, благо он тут теперь есть.

 

С наступлением сумерек на пустынных улицах кое-где появляются люди. Сгорбившись, седой мужичок встречает жену с работы. Он несет ее тяжелую сумку и размышляет, как утеплить дом на время скорой холодной зимы, чтобы супруга не мерзла, пока он отправится на долгую охоту в тайге. Кто-то тащит трактором целую телегу сена, кто-то гонит стадо коров по главной асфальтированной улице…

Как и во многих деревнях, здесь любят шумно отметить свадьбу, которая может длиться неделю, или затяжно встретить Новый год.

 

Но если вдруг случается какая беда, то все объединяются: сообща тушат свирепый огонь и отстаивают деревню от пожара или уезжают на покос. В этом вся деревенская жизнь, понять которую можно, только прожив здесь несколько месяцев.

https://prmira.ru/

Loading