После серого читинского ноября Хохотуй встретил снегом и морозным воздухом, в котором рассеялся древесный дым очагов. Центральная улица села — Советская — казалась пустой, но у магазина мы встретили первых хохотуйцев. Чуть дальше показались первые школьники, весело обсуждавшие что-то по дороге с уроков. Незнакомую машину все провожали взглядами. Источник: https://www.chita.ru

У входа в администрацию — простого деревянного дома, чей статус подчёркивали сразу семь триколоров, — нас встретил хохотуйский глава Сергей Зимин.

Сергею Зимину 38 лет. Он работал учителем физкультуры в сельской школе, а в 2016 году победил на выборах главы Хохотуя как самовыдвиженец.
— Как живём? Да по-разному — кто-то существует, а кто-то нормально, — пожал плечами Зимин.

Он называет себя коренным хохотуйцем — родился и вырос здесь. Отучившись на спортфаке Читинского педуиниверситета, вернулся к учителю-отцу — работать в хохотуйскую школу. Женился, обзавёлся детьми. В 2016 году победил на выборах главы Хохотуя.

— Перспектив куда-то ехать, бежать не видел — родители здесь. Решил остаться. Думаю, неплохо, нормально мне в селе, — улыбнулся он.

В Хохотуе живут чуть больше полутора тысяч человек, из которых лишь половина официально трудоустроены. Остальные — пенсионеры, самозанятые и те, кто по выражению главы, «занимаются, чем сами хотят». Главным работодателем была и остаётся железная дорога (ЗабЖД) — село появилось как станция в 1899 году. Второе важное учреждение — краевая коррекционная школа-интернат, обеспечивающая заработком около сотни селян.

Транссибирская магистраль делит Хохотуй надвое. В центральной части — дом культуры, школа, библиотека, врачебная амбулатория и появившееся в последние годы уличное освещение. Но район за железной дорогой, где стоит около трети домов, лишён этих благ.

— Бывает, станция закрыта составами, и народу приходится либо лезть под вагонами, либо под мосты идти, — рассказывал Зимин, по словам которого, появление перехода — перспектива нескольких лет.

Хохотуй отрезан от остального Петровск-Забайкальского района горным перевалом, известном в народе как «Тёщин язык». Федеральная трасса там петляет по крутому серпантину, который в снегопады и гололёд становится опасной преградой.

После расформирования участковой больницы за перевалом — в 40 километрах по трассе — оказалась и станция скорой помощи. Сейчас одна машина из Новопавловки обслуживает сразу несколько окрестных сёл, поэтому между вызовом из Хохотуя и доставкой в больницу могут пройти часы. В селе работает только амбулатория с фельдшером и восемью койками дневного стационара.

«Мы дотационные — своих налогов, в любом случае, ни на что не хватает».
Годовой бюджет Хохотуя — около 5,6 миллиона рублей, которые идут на зарплаты сотрудников администрации, кочегаров, оплату коммунальных услуг и редко — на улучшение жизни в селе вроде установки уличных фонарей.

«В прошлом году отремонтировали клуб: зрительный зал 20 лет не работал и не принимал людей. Теперь долг появился перед подрядчиком в 200 тысяч — не получилось у нас уложиться в смету. Так и живём дальше, пытаемся найти эти 200 тысяч — для села это большие деньги», — признался глава.

 

Собственных доходов в 2019 году хватило только на 8 месяцев — остальное дала районная администрация, часть средств «выискали» благодаря местным предпринимателям и руководству Забайкальской железной дороги.

 

— Ахового ничего нету, — продолжил Зимин. — Но заказали проектно-сметную документацию на строительство универсальной площадки по ЦЭР — пару недель до холодов детвора оттуда не вылезала.

Ad 3
Advertisements
Название села Хохотуй происходит от бурятского слова хуһатай — «берёзовое».
Хохотуйский дом культуры кажется заброшенным — это почерневшее от времени деревянное здание с заколоченными окнами по одной стороне. И, пока не отремонтировали актовый зал, большая часть ДК действительно пустовала.
— Сейчас всё в корне изменилось, и культурная жизнь ожила вместе с селом! Раньше приходилось всё в фойе проводить — какие-то скамейки, доски выность. Нынче даже [ансамбль] «Забайкальских казаков» тут приняли, — наперебой хвалились директор дома культуры Татьяна Осипова и худрук Елена Сальникова.

 

Осипова родилась в одном из сёл района, Сальникова — местная и даже участвовала в прошлых выборах главы Хохотуя, набрав 13% голосов односельчан.

Обе они — работники культуры районного подчинения, но прошлогодний ремонт организовали при поддержке сельской администрации и краевого депутата-единоросса Алексея Кужикова. Теперь, чтобы капитально реконструировать здание, говорит Зимин, потребуется не меньше 4 миллионов рублей. «Но на капремонт пока не рассчитываем», — грустно продолжила Осипова.

 

Нацпроекты лишь косвенно помогли хохотуйскому ренессансу — в сельский дом культуры отправили несколько рядов потёртых кресел из закрытого на реконструкцию Забайкальского драматического театра. Но хохотуйцы довольны, ведь сидячими местами в ДК теперь обеспечен каждый десятый житель села.

 

После ремонта в доме культуры начались кинопоказы и сеансы мультфильмов, чаще стали проходить концерты — всё бесплатно. Учреждение не попыталось заработать на односельчанах, даже чтобы вернуть долги занимавшемуся реконструкцией подрядчику.

 

— Раньше обычно работали до шести вечера, теперь мероприятий стало столько, что часто задерживаемся допоздна. Мне просто в радость, — призналась директор.

Помимо актового зала, фойе, танцевальной студии и небольшого краеведческого музея в здании ДК расположилась пара рабочих кабинетов с импровизированной кухней посередине, где коллектив готовит себе обеды, а порой и ужины.

 

 

Нас ждали, и поэтому встретили с полной сковородой жареной картошки, вареньем и разносолами. На столе был хохотуйский хлеб и молодый сыр, сваренный сотрудниками дома культуры. «Адыгейский», — улыбнулась худрук Сальникова.

— Многие сейчас покидают сёла, а что у вас?
— Есть небольшой отток, — согласилась Осипова, — но уезжают в основном пожилые.
— Да, выходят на пенсию и отправляются к лучшим благам, — подтвердил глава Зимин. — Молодёжь реже уезжает, и некоторые возвращаются работать сюда после учёбы.

 

Чита для хохотуйцев, как и многих других на западе Забайкалья, не кажется ближайшим из больших городов, центром своей малой родины. Отсюда намного проще добраться до Улан-Удэ — на учёбу, на лечение или на постоянное место жительства.

 

Наоборот — в Хохотуй — переезжают редко, сетуют местные. В 2019-м село пополнилось лишь на одну семью, купившую дом за материнский капитал.

Сейчас тысячи автомобилей проходят по трассе Чита — Иркутск транзитом, редко останавливаясь в Хохотуе. Хотя иногда заезжают даже иностранцы. За счёт победы в конкурсе сёл с необычными названиями здесь надеялись привлечь больше туристов — хохотуйцы хотят развивать эко-туризм.

 

 

До победы не хватило совсем чуть-чуть — Хохотуй уступил только Мутному Материку. Надежда на туристов осталась.

Авторы: Валентин Булавко, Ксения Зимина.

Loading