Жизнерадостность пенсионерки Лидии Семёновны Прозоровой из Каргалов  удивляет не только ровесников, но и молодёжь. На свой возраст – 85 лет – она даже не выглядит. И энергия, и оптимизм, и бодрость духа – всё это в преклонные годы осталось при ней.

 

Такого дня, когда бы посидела просто так, без дела, она уже и не припомнит. Ежедневные хлопоты её нисколько не утомляют. И сейчас, в погожие деньки, она и в лес успевает съездить за грибами вместе с дочкой, и боярки насушить на зиму, и в огороде прибрать, и вязать, и периодику почитать. Казалось бы, человек, проживший трудную жизнь, испытавший разные жизненные тяготы и прошедший Великую Отечественную войну, в пожилом возрасте должен замкнуться в себе. Но только не она. Наоборот, воспринимает жизнь как что-то особенное, как подарок, старается радоваться приятным мелочам и не жалеть о том, что прошло.

 

— Так хочется жить, просто жить, — говорит она. – Ради детей и внуков. Но человеческий век недолгий… Сейчас вообще у людей всё есть, только живи и радуйся. Правда, и болезней всяких много. Но я стараюсь о болячках не думать, зачем себе настроение портить?

 

Во всём нужно плюсы находить – так считает бабушка. Хоть и «заработала» себе проблемы с желудком, питаясь в детстве и юности одной травой, но в то же время и витаминами.

 

— Продукты же ели все свои и то, что из леса принесём, — с доброй улыбкой вспоминает она. – Те же ягоды земляники брали и заворачивали в лист подорожника, как пирожок, и ели. А ведь витамины и в ягодах, и в траве – это всё полезно. А ещё трудилась много, труд ещё никого не испортил.

 

Родилась и выросла Лидия Семёновна в д. Пальник Кировской области. Помнит, как в военные годы к ним подселили семью Беляевых, эвакуированных из Ленинграда. Жили дружно. Отец погиб на фронте в 1942 году, и её мама воспитывала пятерых детей одна.

 

Лида окончила только 4 класса, а больше некогда было учиться, нужно было помогать. В колхозе выполняла всю посильную по годам работу: полола колхозные поля, осенью колоски собирала. С 12 лет начала пахать, держала тяжёлый плуг, боронила босиком, стирая ноги в кровь от комков земли. А когда стала постарше, пришлось и тяжёлую работу выполнять за трудодни. Поднимала мешки с зерном, отправляя их на хлебный пункт, молотила рожь.

 

Повзрослев, вышла замуж за местного парня Анатолия Николаевича. Его родители однажды решили переехать в Викуловский район. За ними и они с мужем перебрались. Поселились в деревеньке Нижне-Вараксиной. Оба устроились на работу в Каргалинскую сельхозтехнику: муж – комбайнёром, Лидия Семёновна – разнорабочей. А в это время четверо детишек оставались дома одни, в другой деревне, и мама всегда переживала, чтобы чего не натворили.

 

Вспоминает пенсионерка и о том, как в 60-х годах своими руками копала фундамент под будущую контору для сельхозтехники, кирпичи подавала строителям, делала раствор. А потом новое здание стало больницей, и стоит до сих пор.

 

Попав под сокращение в 1967 году, устроилась в лесничество. И там проработала ещё 22 года, два из которых «дорабатывала» уже на заслуженном отдыхе. И сейчас она с особой любовью вспоминает время, когда вместе с другими работниками вручную делала грядки, сеяла семечки ели, сосны, потом ухаживала за всходами, поливала их, полола, охраняла от птиц. Двухлетние саженцы выкапывала, рассаживала на вырубках, на месте сгоревшего леса, продавала другим лесничествам. Одна из зелёных рощ, посаженных Лидией Семёновной, до сих пор красуется за Каргалами. «Это бабушкин лес», — с гордостью говорят внуки. «Это память обо мне», — обычно отвечает она им.

 

Общий трудовой стаж Лидии Прозоровой – 42 года! Многочисленные медали за добросовестный труд – тому подтверждение. Все эти годы они с мужем держали большое подсобное хозяйство. Поэтому когда ушла на пенсию, первое время вообще себе места найти не могла: привыкла куда-то спешить, чем-то полезным заниматься.

 

Но без общения с земляками всё было не то. Тогда Лидия Семёновна с головой ушла в общественную работу. Председатель ветеранской организации А.Д. Позднякова предложила посещать вокальный коллектив «Надежда», и она согласилась. С удовольствием ходила на репетиции, выступала, ездила с концертами по деревням. Очень любила петь частушки, знала много старинных и новых.

Ad 3
Advertisements

 

— Я хоть и в годах, а как гармошку услышу – сразу в пляс, надо мне танцевать, — шутливо улыбается она. — Нынче лечилась в санатории для ветеранов. Там познакомилась с женщиной из Тюмени, она тоже частушки любит. Вот она говорит: давай я все твои запишу, а ты мои. Я её записала, потом свои стала ей петь. Она считала и удивлялась: уже двести штук, а я всё пою. А раньше я ещё больше знала, сейчас некоторые позабылись.

 

Даже свои частушки Лидия Семёновна порой сочиняет. Вот, например, частушка про любимое село:

Каргалы – село большое,

Всех людей не перечесть –

Гармонисты, трактористы

И шофёры тоже есть.

«Лучше нет, чем моя деревня» – так отзывается активистка о своей второй родине – Каргалах, где прожила уже больше 60 лет.

 

С нетерпением ждёт она посиделок в Каргалинском ДК, которые пройдут в День пожилых людей. Вновь увидит знакомые лица, поговорит, и тогда настроение поднимется, и сил прибавится. На сцене сейчас уже не выступает сама, посещает только кружок рукоделия.

 

А ещё радость Лидии Семёновны – дети, шестеро внуков и шестеро правнуков. Они для неё хорошие помощники и опора во всём. Без внимания бабушку близкие не оставляют, а это для любого пожилого человека превыше всего. Две дочери живут в Каргалах, маму навещают постоянно. Наверное, именно любовь и забота родных подпитывают её жизнелюбие и задор. И к мудрости этой женщины точно стоит прислушаться. Главное, к чему она призывает, – не сидеть дома в своём уголке, больше общаться с людьми, не унывать по мелочам…

http://tyumedia.ru

Loading