Выбирая идею для бизнеса, обычно ориентируются на те виды деятельности, которыми занимались ранее и в которых уже есть определенный опыт. Тем интереснее была встреча с двумя москвичами, выбравшими для себя абсолютно новое занятие — сельское хозяйство, а если точнее, — овцеводство. Источник: https://www.bulgar.in

 

 

Итак, знакомьтесь — Сергей Кривозубов и Игорь Кукле. В некотором роде они родственники — женаты на сестрах. В Болгарии оказались не одновременно, у каждого из них была своя собственная история переезда.

 

 

Сергей Кривозубов:

— Вообще-то я из Саратова, в Москве лишь работал в последнее время. Вся моя предыдущая деятельность не была связана с сельским хозяйством. Я являюсь профессиональным оценщиком имущества, имею свою компанию в России. Долгое время работал в крупном акционерном обществе с участием государственного капитала.

 

 

В Болгарию приехал, чтобы купить апартамент в строящемся жилом комплексе небольшого городка на южном побережье болгарского причерноморья. Жилой комплекс только строился, я выбрал квартиру, уплатил задаток и уехал. Когда приехал через год, как мне было обещано, вселяться в квартиру, оказалось, что строительство нисколько не продвинулось и постепенно превращается в долгострой, поскольку у застройщика нет денег — наступил кризис.

 

 

Оценив ситуацию и прикинув перспективы, я принял решение войти в это дело самому, выкупив долю бизнеса. Сделал это, чтобы не потерять уже вложенные деньги и гарантировать достройку комплекса. Так возникли мои связи с Болгарией.

 

 

С тех пор прошло полтора года. Жилой комплекс достроен, и квартиры в нем почти все проданы — преимущественно россиянам. Во время работы здесь в Болгарии я обратил внимание на чрезвычайно благоприятные условия этой страны для занятий сельским хозяйством. К тому же, во всех местных СМИ постоянно говорили о сельскохозяйственных субсидиях, выделяемых Евросоюзом Болгарии. Так постепенно пришла идея попробовать заняться сельским хозяйством.

 

 

Долго искал подходящее место, земельный участок с инфраструктурой, и в то же время экологически чистый. Пришлось исколесить немало дорог и осмотреть множество мест периферийной Болгарии. В конце концов, я нашел недалеко от Карнобата хорошее место — бывшую ферму времен социализма.

 

 

Она пребывала в полуразрушенном состоянии. Земля вокруг фермы принадлежала по реституции многим собственникам, с каждым пришлось договариваться о покупке. Потом — ремонтировать строения, строить жилье для себя, закупать животных, корма и оборудование, и прочее. Забот и работы было много. Но мне все это было интересно.

 

 

Основой своего хозяйства мы решили сделать овцеводство. Это дает сразу несколько видов продукции — молоко, шерсть, мясо. Однако, у нас есть и гуси, утки, куры, индейки, свиньи. Три лошади, конь и недавно появился первый жеребенок. Мы разбили большой сад и огород, планируем делать теплицу. Взяли в концессию разрушенный пруд рядом с фермой, восстановили на нем дамбу, и сейчас он заполняется водой. Планируем развести рыбу. В общем, планов много — ведь мы только начинаем.

 

 

— А как с идеей получить еврофинансирование?

— С еврофинансированием все оказалось сложнее, чем рассказывается в прессе. Когда мы стали наводить справки, кто, как и на каких условиях получает безвозмездную европейскую помощь, стало ясно, что это процесс не быстрый. Рассмотрение проектов доходит до двух лет и более. При этом, по условиям получения субсидий, нельзя начинать проект до получения денег, то есть бизнесмен находится в подвешенном состоянии ожидания. Уходят деньги, время, за это время актуальность проекта может поменяться. Поэтому часто кандидаты на еврофинансирование просто перестают ждать и реализуют проект на собственные средства или на банковские кредиты, не дожидаясь выделения евросубсидий.

Поэтому мы решили развивать наш проект сами, небольшими шагами, поэтапно, сообразуясь с имеющимися силами и средствами.

 

 

— Вы разочаровались?

— Не особенно. С самого начала у нас не было амбиций делать что-то глобальное в промышленных масштабах. Просто хотелось, чтобы моя семья, семьи моих друзей и знакомых здесь в Болгарии имели возможность питаться качественными и натуральными продуктами.

 

 

— И как долго может существовать в Болгарии такой бизнес — „для себя”?

— Трудно ответить. Все зависит от политики Евросоюза в области сельского хозяйства, которой Болгария вынуждена следовать. Например, согласно директиве ЕС, в конце текущего года болгарское производство коровьего молока будет сокращено, как минимум, на 50%. Это произойдет в связи с запретом закупки молока у мелких производителей, не обеспечивающих соблюдение европейских требований к условиям содержания животных и качеству сдаваемого молока. Таким образом, будет ликвидировано около 60% всех молочных ферм в Болгарии. Скорее всего, это приведет к повышений цен на коровье молоко и молочные продукты. Пока нет подобных требований к козьему и овечьему молоку, но, возможно, это всего лишь вопрос времени.

 

 

— Трудно было начинать этот бизнес?

— Открыть свой бизнес в Болгарии — очень просто и быстро. Уставной капитал 1 евро, минимум документов и разрешений, 7-10 дней — и фирма открыта. Чем она занимается — никого не интересует. Лицензии, сертификаты — все просто и доступно. Очень легко работать с государством, проверяющими и контролирующими органами. Что касается выбора партнеров — существует конкуренция, если что-то не нравится — работаешь с другими, все просто.

 

 

Трудности — поиск работников и качество их работы. Рядом, в километре, — находится село, где мы попытались нанимать работников. Поскольку мы — русские, а значит, как принято думать в Болгарии, люди, с которых можно запрашивать запредельные деньги. В селе немедленно возникла круговая порука или, как мы называем „принцип таксиста”. То есть, появился главный, с которым, и только с ним, мы можем вести переговоры о найме работников, по им определяемой цене. Пришлось нам искать работников в других селах. Очень большая текучка, но постепенно остаются те, кто может и хочет работать.

Ad 3
Advertisements

 

 

— Какой совет вы могли бы дать тем, кто намерен заниматься бизнесом в Болгарии?

— Не переносить привычные российские способы ведения бизнеса на болгарскую почву. Здесь совсем другие реалии. А главное, к чему нужно привыкнуть привыкнуть, — к тому, что все нужно делать по закону и правилам. В России, чтобы облегчить себе жизнь, бизнесмен старается обойти законы и правила. В Болгарии — наоборот, гораздо легче выполнить правила, даже если они чем-то не очень устраивают, но зато ты спокоен. И, конечно, бизнес — это всегда те или иные проблемы, которые нужно решать. Но здесь нет постоянного чувства, что тебя кто-то старается поймать и уличить.

 

 

— Комплекс вы достроили, ферма работает, есть какие-то планы еще?

— Будем продавать оставшиеся квартиры в комплексе. А что касается фермы, то есть идея сделать на ее базе что-то типа общества коллективного труда. У нас много собственной земли — 100 гектаров, еще больше земли, которую мы арендуем. Поэтому, если кто-то хочет заняться, например, пчеловодством, или разводить каких-то животных, птицу или еще что-то подобное — мы с удовольствием примем соратников.

 

 

В зависимости от имеющихся возможностей, это может быть как паевое сотрудничество или просто аренда земли, техники и прочего на каких-то условиях. У нас есть земля, можем помочь на первых порах, а что касается жилья — тут, в соседнем селе, продаются совсем недорого хорошие крепкие дома. В общем, это все обсуждаемые вопросы. А выгоды очевидны, — вместе любое дело проще сделать, чем где-то в одиночку. Так что, добро пожаловать.

 

 

Игорь Кукле:

— Я родился в профессорской семье, коренной москвич. Мой отец — основоположник российской школы игры на валторне и мне, конечно, суждено было стать валторнистом. Я закончил училище Гнесиных по классу игры на этом инструменте, играл в крупных симфонических оркестрах, в том числе, и в Оркестре кинематографии. Были командировки за рубеж, некоторое время работал в Египте.

 

 

Со временем у меня начались проблемы со здоровьем, и музыку пришлось оставить. Это случилось уже в послеперестроечные времена, и я решил заняться бизнесом. В результате, хорошо узнал, что такое бизнес в Москве. Я просто устал. Устал от наездов, поборов, суеты, постоянной жизни под «дамокловым мечом». Кроме того, для Москвы нормально, если дорога на работу в один конец занимает три часа и столько же обратно. Представьте — шесть часов только на дорогу. Теряется смысл существования. Я устал жить в дороге с работы и на работу. Вы можете представить жизнь в автомобиле? При московских пробках, только одна поездка куда-то занимает полдня. А если таких поездок нужно сделать две? В результате, в машине у меня был телефон, компьютер, термос, холодильник и все остальные элементы офиса.

 

 

Поймите, не все можно измерить деньгами, и мы работаем, чтобы жить, а не наоборот. А в результате, жизни-то и нет. Мы с женой начали думать, куда бы нам пристроиться, чтобы спокойно жить. Вот Сергей и предложил нам переехать в Болгарию. Рассказал, какая это спокойная страна, с хорошим климатом и неплохими условиями для жизни и работы.

 

 

Конечно, теория и рассказы — это одно. Но сейчас, когда я уже пожил здесь, многое узнал и понял, могу сказать, что Сергей был во многом прав, описывая Болгарию, как страну комфортную для проживания. Я бывал во многих странах, и хочу отметить, что ни в одной стране нет такого благожелательного отношения к русским, как в Болгарии. И в Германии, и в Англии и в других странах, даже имея большие деньги, ты остаешься человеком второго сорта. И это постоянно будет чувствоваться во всем, — в том, как тебя встречают, как с тобой разговаривают и прощаются. В Болгарии такого нет. Возможно это связано с религией, возможно другие причины — я не знаю.

 

 

— Очень часто говорят, что русским в Болгарии не хватает общения. Даже тем, кто живет в городах, а вы, москвич, живете на ферме, в поле… Нет ощущения, что чего-то не хватает?

— Я не хочу сказать, что живу в раю. Здесь не рай, мое глубокое убеждение — я живу в 16-м веке, только с электричеством и интернетом. Например, для Москвы вполне нормальной является жизнь в постоянной дороге. А здесь — противоположная ситуация — никуда не надо ехать. Вообще никуда. Москвичу это понять трудно.

Также трудно привыкнуть к тому, что не звонит телефон. В Москве каждый звонок телефона — это сигнал о каком-то неприятном событии: или очередная проверка, или очередной наезд, или требование об оплате или …, каждый, кто занимался бизнесом, может продолжить. А здесь первое время я привыкал к молчанию телефона — очень странное чувство.

А что касается общения… Вы знаете, с возрастом начинаешь уставать от общения, да и друзей становится меньше. У меня есть близкие друзья, но они все не в России, а в других странах — Германии, Мексике, Израиле. Так что общаться с ними я могу и отсюда, — по интернету или телефону, так же, как и в Москве.

 

 

— Рано или поздно ваша усталость от Москвы и ведения в ней бизнеса пройдет, и что дальше?

— Дальше — жить здесь, и работать, чтобы жить. Семья моя тоже переехала сюда. Сейчас устраиваем дочку в школу, она учит болгарский язык с репетитором. Я работаю здесь, на ферме, вахтовым методом будем меняться с Сергеем.

Я не уверен, что у нас будет большая прибыль — но на жизнь хватает. Питание, одежду, содержание квартиры, машины, учебу дочери и прочее. Земля болгарская прокормит — она здесь благодатная. Будем жить и работать, дочь растить.

 

 

Интервью вела:
Нина Алексеева.

 

 

На снимке: Сергей Кривозубов.

 

Loading