«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» однажды заметил известный поэт, и тем самым обосновал важнейшее правило любого публичного выступления – думать, прежде чем что-то сказать. Источник: https://pr-agentstvo.com

 

 

 

Весной текущего года некоммерческая организация под названием «Национальная мясная ассоциация», куда входят такие компании, как «Мираторг», «Черкизово», «Велком» и «Ремит», обратилась к вице-премьеру правительства Алексею Гордееву с предложением полностью запретить ввоз в Россию ряда деликатесов типа хамона и пармезана и усилить таможенный контроль на границе за багажом и ручной кладью.

 

 

 

Эти виды продукции находятся под санкционным запретом к ввозу в Россию в коммерческих масштабах, и их разрешено провозить только в виде ручной клади для личного потребления граждан в количестве не более пяти килограммов на человека. Но и это разрешение Линник и его сторонники требуют отменить.

 

 

 

Дополнительной мотиваций послужили аргументы о необходимости перейти на отечественную продукцию, наличии проблем с предотвращением эпидемий среди животных и обеспечением продовольственной безопасности страны.

 

 

 

Возник скандал с обвинениями в отраслевом лоббизме. В ответ на него руководство компании «Мираторг» проявило довольно болезненную реакцию. Президент агрохолдинга «Миратотрг» Виктор Линник в интервью журналу «Forbes» в резкой форме высказывается о российских потребителях мясной продукции, назвав их «балаболами».

 

 

 

Виктор Линник заявил буквально следующее:

«Общественности нужно думать не о хамоне и пармезане, а о развитии собственной страны. Из ничего истерику закатили, балаболы». «Хамон нужно есть в Испании, брезаолу в Италии, пармезан — во Франции».

 

 

 

Линник в интервью выглядит так, что он умолчанию понимает интересы себя и своего бизнеса как синонимы интересов страны. И такое понимание стремится привить аудитории.

 

 

 

Это выступление было немедленно распространено во многих СМИ России, что подлило масла в огонь скандала. Реакция общественности оказалась настолько негативной, что это явно стало сюрпризом для Линника.

 

 

 

 

Первыми среагировали именно представители PR-сообщества, не входящие в группу защиты интересов членов Национальной мясной ассоциации. Это звёзды соцсетей и известные блогеры. Политтехнолог Аббас Гулямов в своём блоге в Facebook призвал к бойкоту продукции Мираторга. «Еще не хватало хамов своим собственным рублем поддерживать» написал он, обращаясь к общественности. Его поддержал Евгений Минченко, известный политтехнолог.

 

 

 

«Почему я считаю, что собственник «Мираторга» особенно должен следить за языком и демонстрировать уважение к налогоплательщикам?

Потому что это крупнейший в стране получатель государственной помощи в сфере АПК.

Мы с вами поддержали и продолжаем поддерживать бизнес Линников на десятки миллиардов рублей.

И если у них сказать «спасибо» язык не поворачивается, то можно хотя бы не хамить.

Повлияет ли бойкот на бизнес «Мираторга»? Если и повлияет, то незначительно. Потому что он зависит не столько от потребителей, сколько от финансовой поддержки государства.

Повлияет ли скандал на имидж власти и рост антиистеблишментных настроений? Да, подольёт бензина в костёр негативных эмоций.

Создаёт ли эта история закладку для очередной кампании против премьер-министра? Несомненно. Ведь финансовая поддержка оказывается правительством.

Ad 3
Advertisements

Поэтому представителям «Мираторга» имеет смысл задуматься об информационном антикризисе. А начать с самого простого с публичных извинений».

 

 

 

Всё сказанное очень серьёзное предупреждение и дельный совет. «Мираторг» попал в очень серьёзный кризис с непредсказуемыми последствиями, и каждый день молчания работает против их бренда.

 

 

 

Ибо в соцсетах уже пошла массовая кампания с призывами к бойкоту «Мираторга». Сотни электронных СМИ разместили об этом информационные  материалы. Проигнорировать такой информационный повод было невозможно. Подключились Ютуб-каналы и радиостанции, такие как «Business FM», «Эхо Москвы». Вступили в кампанию известные лица, такие как бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, бывший федеральный инспектор Приволжского федерального округа по республике Башкортостан Иван Огнев.

 

 

 

Стали включаться в бойкот рестораны крупнейший уфимский развлекательный комплекс «Огни Уфы» отказался от продукции «Мираторга», о чём электронные СМИ немедленно объявили на всю Россию. 

 

 

 

Резонанс рос, как степной пожар. Более того, в воронку конфликта стали втягивать лиц из высшего политического эшелона. Да так, что пришлось даже в ТАСС давать опровержение слухам:

 

 

 

«Руководители агропромышленного холдинга «Мираторг» Виктор и Александр Линники не находятся в родстве с супругой председателя правительства РФ Светланой Медведевой. Об этом журналистам сообщили в пресс-службе кабмина.

«В связи с некорректными публикациями и поступившими вопросами официально сообщаем об отсутствии каких-либо родственных связей между супругой председателя правительства РФ и руководством АПХ «Мираторг», сказали в пресс-службе.

«Руководители холдинга Виктор и Александр Линники не являются ни ближними, ни дальними родственниками Светланы Медведевой», подчеркнули в кабмине».

 

 

 

 

Как известно, все опровержения лишь усиливают подозрения, и с точки зрения пиара это ещё один проигрышный ход. Так не душат тему, а раскручивают её. Кроме компрометации своего бренда и своего имени, руководители Мираторга ещё и бросили тень на премьер-министра и правительство. То есть, уже разрушительно вторглись в политику.

 

 

 

В довершение всей кампании против «Мираторга» и Национальной мясной ассоциации, ФАС издала «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год». Где констатировала, что в России на смену конкуренции приходят лоббистские ресурсы. В главе «Современная экономика и картели» сказано:

«Картели и иные антиконкурентные соглашения в Российской Федерации представляют реальную угрозу экономической безопасности страны.

Ежегодно в Российской Федерации выявляется значительное количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. В 2018 году ФАС России возбуждено 768 дел об антиконкурентных соглашениях, из них 384 дела о картелях, что на 9% меньше, чем в 2017 году (423 дела). При этом более 85 % дел по картелям – сговоры на торгах (332 дела)».

 

 

 

В этом контексте вся история с попыткой «Митраторга» и прочих членов Национальной мясной ассоциации откровенно пролоббировать ряд мер по укреплению монопольного права кормить россиян не тем, что они хотят, а что им дадут монополисты, выглядит вызывающе.

 

 

 

Однако общество очень изменилось с той поры и крайне болезненно реагирует на любые попытки добиться привилегированного положения на рынке.

 

 

Ущерб для «Мираторга» от провального  лоббирования ещё предстоит оценить. В странах с прочными традициями демократии после таких выступлений главы скомпрометированных корпораций уходят в отставку с извинениями. У нас такой традиции пока не возникло.

Вадим Горжанкин.

Loading