Когда знакомые Ольги узнавали, что она на машине отвозит дочку в школу за 40 км от дома, думали, что речь идёт о престижной гимназии, И очень удивлялись, узнав, что все усилия – ради сельской школы, которая отапливается дровами.

 

 

Школа расположена в Орлов­ской области, в местечке Альшань, и действует как частный проект. Директор Лада Сергеевна Черногорова рассказывает, что, когда им на условиях аренды выделили здание, в нём даже розетки были вырваны из стен. Для первоначального ремонта и первых зарплат учителям пришлось продать квартиру в центре родного Орла: «Это была квартира мамы. Она благословила сделать это ради хорошего дела».

 

 

Работает бесплатно

 

 

На восстановление сельской школы, которая в своё время была закрыта по программе оптимизации, Лада Сергеевна не получила из бюджета государства ни копейки. Текущие расходы тоже покрывает самостоятельно. Каждый месяц требуется в среднем 200 тыс. руб. Это и зарплаты учителям, и оплата коммунальных услуг, и налоги, и многое другое. Однако бывали месяцы, когда умудрялись обходиться гораздо меньшими суммами.

 

 

В итоге сложилась уникальная система: многие педагоги трудятся в Альшани как волонтёры. Например, преподаватели музыки и гончарного мастерства. Да и сама Лада Сергеевна работает в школе бесплатно. Финансово ей помогает семья, в частности родной брат Александр. У него небольшой бизнес в Орле. В своё время именно он купил в Альшани землю в надежде построить там дом и вести хозяйство. Но на дом денег пока не хватает – все свободные средства ушли на восстановление и содержание местной школы. Дети его идею поддер­жали. Старшая работает в Альшани педагогом, а младшая дочка недавно окончила здесь же четвёртый класс.

 

 

«Помню, как зимой мы вошли в здание школы и долго протапливали её дровами. Первый год школа действовала как воскресная. Приезжали сюда с ребятишками по выходным с термосом и баранками», – вспоминает Лада Сергеевна. А в 2014 г., собрав необходимые документы, в Альшани открыли частное общеобразовательное учреждение и объявили о наборе учеников с 1-го по 4-й класс.

 

 

Кто научит «движуле»?

 

 

«Нам очень повезло с учителями. Например, педагогом в первый класс пришла преподаватель русского и литературы с 40-летним стажем Тамара Николаевна Баюшкина, в прошлом директор школы в соседнем населённом пункте. Она занималась с классом, где было 5 учеников. У нас в каждом классе от 3 до 7 человек. Мы быстро превратились в одну большую семью, где царит взаимовыручка. Иначе бы не выжили».

 

 

О сплочённости говорит и та самая Ольга, которая возит свою Марусю в школу за 40 км от дома: «Мы, родители, всё время на подхвате друг у друга. Вот везу я дочку в школу и по пути забираю из города ещё нескольких ребят. Другие поступают так же. Дело в том, что почти все ученики из города. Да, факт удивительный! Можно ведь детей отправить в городскую школу по соседству. Но там нет такой уникальной атмосферы. Да и где вы найдёте сейчас школу, где в классе 5 человек? А здесь дети меньше устают, усваиваемость материала выше. Плюс дополнительное образование. Ребята с таким желанием ходят на уроки по различным ремёслам».

 

 

Дополнительное образование – «изюминка» Альшани. Здесь уроки гончарного мастерства преподают два педагога с 1-го класса. Один – лепку, другой – работу с гончарным кругом. Причём глина добывается здесь же, в Альшани. Работы ребят побывали на выставках. У каждого из них дома есть чашки, блюдечки, кувшины собст­венного изготовления – особая гордость их родителей.

 

 

Согласитесь, далеко не каждый ребёнок в наше время может похвастаться «золотыми ручками». А тут эти ручки ещё и шьют (швейное дело – тоже с 1-го класса), и вышивают, и с деревом работают под руководством народного мастера России Олега Новикова.

Ad 3
Advertisements

 

 

Кроме того, все ученики знакомятся с азами земледелия. Преподаёт их местная жительница, педагог, биолог Татьяна Сидорова. Ребята знают, как подготовить почву, как вырастить рассаду, как ухаживать за растениями, а потом грамотно собирать и хранить урожай.

 

 

А за физическую подготовку в Альшани отвечает Александр Павлов, руководитель Богатырской заставы в Знаменке, что в минутах езды от Альшани. На базе заставы ребята овладевают древнерусским рукопашным боем. И девочки, и мальчики осваивают «ладицу» (основы обретения естественного движения в бою) и «движулю» (комплекс движений для ухода от ударов противника). Под руковод­ством Александра Павлова дети путешествуют на древнерусской ладье по Оке, что протекает в Альшани. Павлов, как и многие другие педагоги, помогает школе по зову сердца. «Мы же соседи. И дети – это святое», – говорит богатырь.

 

 

Отдельная страница – поисковая работа и музей, который создан в стенах школы под руководством историка Владимира Змиёва. Ребята каждый год находят свидетельства войны – гильзы, части снарядов, каски, детали немецких машин, колючую проволоку, за которой содержались наши пленные бойцы. На территории школы установлен обелиск советским воинам. Здесь в 1943 г. упокоились 500 наших пленных, расстрелянных немцами.

 

 

Народный проект

 

 

История родного края для детей не пустой звук. Специально для альшанских учеников извест­ный орловский краевед, педагог высшей категории Анатолий Мищенко написал учебную программу. В свои 78 лет Анатолий Константинович приезжает к ребятам, чтобы проводить с ними занятия. Они это ценят. Сидят на уроках, не шелохнувшись.

 

 

Сохраняют здесь и историю самой альшанской школы, которая была построена в 1905 г. как земская. Когда Ладе Сергеевне передали здание, во дворе она нашла около 70 классных журналов прежних лет, среди которых были экземпляры полувековой давности. Их не выбросили, а бережно сохранили. Потом вместе с местными жителями организовали две встречи выпускников. Собрались люди разных возрастов. Одним из сюрпризов были те самые журналы.

 

 

Школа существует пятый год. Но каждый месяц директор по-прежнему ломает голову, как свести дебет с кредитом: «Изначально мы думали, что семья каждого ученика сможет вносить ежемесячно благотворительную помощь в размере 2,5 тыс. руб. Оказалось, что это по силам только нескольким семьям. Но это вовсе не мешает остальным 20 ребятам продолжать обучение в Альшани. При этом родители всех без исключения детей помогают школе чем могут».

 

 

Брат с сестрой признаются, что Альшань стала для них лечебницей, где они учатся преодолевать равнодушие, которое царит между людьми в городах. «Мы реально увидели, что добрых, бескорыстных людей очень много. Без их помощи мы бы не смогли два года назад провести в школу газ и решить вопрос с отоплением. У нас бы ничего не получилось, если бы все те, кто трудится в школе, с кем мы общаемся в различных кабинетах, не проявили чуткость, понимание, доброту. По сути, наша школа – народный проект. А началось всё с того, что мы, взрослые, начали помогать друг другу. Дети это видят и растут другими. Они не выясняют, у кого телефон круче или одежда более модная. Другие ценности выходят на первый план. Мы спросили, о чём мечтают наши ученики. Оказывается, большинство о домике в деревне, чтобы на природе жить и работать. И это стало главной наградой за труды. Ведь если село у нас будет крепким, то и Россия не пропадёт. Таково наше скромное мнение».

Источник:  https://www.facebook.com/groups/938462022950999/permalink/1630548453742349/

Loading