Нынешнее законодательство обязывает фермеров 70% своей деятельности посвящать производству сельскохозяйственной продукции. Остальное может занимать «сопутствующая деятельность».

Этот термин привычно трактуют как сбыт или организацию первичной переработки. Можно ли добавить сюда агротуризм? И как его развивать? Ведь специальных законов об агротуризме в России до сих пор нет.

Аграрный туризм имеет большое будущее в нашем крае и вообще в стране. Люди, живущие в городах, стараются при любой возможности вырваться на природу. Поэтому аграрный туризм обязательно будет востребован. В Евросоюзе около 15-20% [прибыли] приносит именно это направление. Рано или поздно и мы к этому придем.

Но мы столкнулись с тем, что в России в законах нет такого понятия. Есть понятия событийного туризма, гастрономического туризма, а вот именно агротуризм – в законодательстве не обозначен. И мы сталкиваемся с вопросом пользования землей. Потому что сразу же возникает вопрос: почему у вас стоят соломенные фигуры, а не колосится пшеница или цветет подсолнечник? …Наши законодатели не успевают за жизнью. В ближайшей перспективе это нужно решать.

 Есть обширный круг вопросов, чем мы можем заниматься. Крестьянское хозяйство должно быть сельхозпроизводителем: не менее 70% валового продукта должно быть сельскохозяйственным. Тогда идут субсидии, и хозяйство считается сельхозпроизводителем. Но например, Росреестр говорит, что земли сельхозназначения служат только для производства, хранения и переработки продукции. Но, извините, а где же реализация?

16x9

При нынешнем положении дел в сети ритейлеров мы не готовы идти. На рынке царят перекупщики и другие законы – нам разрешением проблем на рынке некогда заниматься. А те люди, которые торгуют на рынках, не занимаются производством. Им тоже некогда – они с утра до вечера на рынках. Нам тогда лучше с поля и торговать.

Ad 3
Advertisements

 

Мы придумали решение: сделали соломенный парк, здесь же торгуем арбузами нашими. Это сельскохозяйственный торгово-развлекательный комплекс получается.

16x9
Сюда люди приезжают, чтобы детки первый раз попробовали, что такое солома на ощупь. Попрыгали на соломе, поели арбузов, овощи собрали. Это и является начальной стадией развития агротуризма. Мы видим, что это нравится людям. Они с удовольствием к нам  приезжают, здесь душевная обстановка, семейный отдых. Люди пишут в социальных сетях (мы все это читаем, анализируем для понимания, куда нам двигаться), что это одно из мест, куда можно приехать с семьей отдохнуть. Может быть, это пока ново, но мы видим в этом хорошую перспективу. И считаем, что законодательство нам должно помогать.

Мы хотим, чтобы отрасль сельского хозяйства была более рентабельной. Поймите, основной сельхозпроизводитель вкладывает деньги и продает перекупщику по оптовой цене. Вот представьте, цена 10 рублей на овощ. Но в нем рублей 6-7 – это только затраты сельхозпроизводителя. И он, чтобы иметь хотя бы 20% рентабельности, продает перекупщику. А полученные 20% он обратно вложит. То есть маржа очень маленькая для овощевода.

 

Перекупщик в два раза повышает цену, продавая на рынке. А затраты на торговлю мизерные. Они несравнимы с тем, что овощевод вкладывает в пленку, в семена и все такое. Получается, что в конечном продукте себестоимость, те затраты, которые понес производитель, несоизмерима с тем, что произвела торговля. И основную маржу получает торговля – перекупщик, ритейлер или еще кто-то. Оптовик может за неделю 2-3 раза обернуть деньги. А нам нужен год, чтобы обернуть. Представляете, какая разница?

И не всегда налоговая инспекция у нас следит за перекупщиками. Кто у нас основной плательщик налогов? Это сельхозпроизводители. А те, кто торгует на рынках – они неуловимые, сегодня есть, завтра их нет. А мы все время на месте. Торгуя сами на рынке, мы навлекаем на себя все эти проверки, потому что нас проще поймать.

Александр Пономарев.
Глава КФХ Бахча «Пономарево», Грачевский район, Ставропольский край.

Loading