Фермер Михаил Шляпников прославился в 2010 году, когда героически боролся с подступающим огнем в родном Колионове (Подмосковье), за что даже получил в интернете народное прозвище «дядя Миша из Колионово». Интерес широкой публики к Колионову вскоре стих, а вот проблема, похоже, осталась. В нынешнем году  фермер выложил в своем блоге видео пожара, заполыхавшего в полукилометре от родной деревни,— полоса огня в темноте выглядела красиво и страшно.  Источник: https://www.kommersant.ru

 

 

— Редкий год обходится без этой традиционной весенней проблемы,— написал Шляпников. — Но нынче она усугубилась малоснежной зимой, ранним сходом снега, сильными ветрами, подсушившими траву и бурьян на необрабатываемых полях. Наверное, свою лепту внес и переток самоизолируемых из города на дачи.

 

 

То, что дядя Миша увидел своими глазами, подтверждают и прогнозы специальных служб. Вот, к примеру, Рослесхоз: в апреле повышенная пожарная опасность предполагалась на западе Смоленской области, юго-западе Воронежской, Орловской и Московской областей, а также на всей территории Калужской, Брянской, Липецкой, Белгородской, Курской и Тульской областей. И это только Центральный федеральный округ! На передовой борьбы со стихией также Южный и Приволжский федеральные округа и, конечно, Сибирь с Дальним Востоком.

 

 

Мы связались с дядей Мишой, чтобы узнать, как дела в Колионове: пока огонь подступал к деревне лишь дважды. Самым эффектным стал первый раз.

— Ночью, в темноте, было видно зарево, красиво,— рассказывает фермер.— Фронт огня метров 400 шириной. Мы вызвали пожарных, собрались сами, хотели запустить противопал. Но ветер стих, и все само как-то остановилось, придавили ветками, лопатами, подъехали пожарные, помогли.

 

 

Дядя Миша рассказывает, что все поля в округе уже стоят выжженными.

— Для меня это (борьба с огнем.— «О») рутина,— поясняет он.— 2010 год был знаковым: СМИ, внимание, дым в Москве. Однако то же самое повторяется у нас каждый год. Мы эту ситуацию прогнозировали еще в конце февраля — начале марта, провели тут в деревне совещание, вроде штабных учений, что-то окопали, разобрали старую свалку, с досками, рубероидом…

 

 

Стоит оценить предусмотрительность колионовцев: в мае ситуация грозит стать серьезнее.

 

Как прогнозируют в том же Рослесхозе, к списку повышенной пожароопасности присоединятся регионы остальных федеральных округов. Момент острый: задымление городов вкупе с коронавирусом может сильно ударить по здоровью россиян!

 

 

СМИ уже полны тревожных предсказаний: к примеру, ТАСС цитирует первого замдиректора Института вычислительных технологий Сибирского отделения РАН Андрея Юрченко. Тот утверждает, что дым напрямую влияет на органы дыхания и «усугубляет любую легочную патологию», а также негативно сказывается на инсоляции и проникновении ультрафиолета — естественных факторах, снижающих вирулентность COVID-19.

 

 

А вот еще один тревожный фактор: пыль, скапливающаяся в воздухе из-за пожаров, оказывается, переносит возбудителей болезни на дальние расстояния. Иными словами, растет вероятность дальних заражений!

 

 

И, наконец, совсем удивительное предположение, прозвучавшее недавно: в нынешней пандемии могут быть виноваты недавние австралийские пожары, ставшие самыми крупными на планете. Возможно, вирус разнесся по планете с чем-то, что надуло с юга? Вопросов к этой версии, конечно, немало, но и все происходящее на Земле сегодня беспрецедентно — удивляться не приходится ничему.

 

 

«Огонек» обратился за разъяснениями к специалистам.

Ad 3
Advertisements

— Пожары и сопутствующий им смог действительно тяжело ложатся на дыхательную систему человека,— говорит директор Института экологии НИУ ВШЭ, профессор Борис Моргунов.— Таким образом, они упрощают работу вирусу: люди с ослабленным здоровьем более подвержены вирусным заболеваниям в целом. Но, конечно, связь здесь не прямая, а скорее, опосредованная.

 

 

Что касается пожаров, которые ожидаются в нынешнем году, Моргунов в оценках осторожен. В целом в России принимается больше превентивных мер, а значит, при сопоставимых погодных условиях ситуация будет лучше, чем в прошлые сезоны.

 

 

С Россией понятно. А как меняется ситуация с пожарами в целом по миру? Общий тренд есть? Эксперты это подтверждают и кивают на глобальные климатические изменения — именно они виноваты в том, что планета горит.

 

 

Ну вот, допустим, в США ученые Стэнфордского университета констатируют: с начала 1980-х количество осенних дней с жаркой и сухой погодой, чреватой пожарами, в Калифорнии удвоилось. Как результат: самый смертоносный пожар в регионе, два крупнейших лесных пожара и два наиболее разрушительных — все они случились в 2017–2018 годах (тогда погибло более 150 человек, а ущерб составил 50 миллиардов долларов)!

 

 

И Америка здесь не одинока. Согласно онлайн-платформе Global Forest Watch Fires (GFW Fires), где аккумулируется соответствующая статистка, в прошлом году в мире бушевало 4,5 миллиона пожаров — на 400 тысяч больше, чем в 2018-м.

 

Немецкая Deutsche Welle цитирует руководителя лесной программы WWF Германии Сюзанну Винтер, которая подчеркивает: количество пожаров и их размер год от года разнятся, но основная тенденция — риск пожаров всюду растет.

 

 

Одна из версий — это связано с потеплением океана, который работает для всей планеты как кондиционер.

— Безусловно, глобальные изменения климата влияют на число экстремальных погодных явлений, связанных с ветровой нагрузкой, с чередованием холодных и теплых погодных условий,— говорит Борис Моргунов.— Сегодня эти теплые погодные условия имеют большую амплитуду, то есть летом может быть более жарко, прибавьте к этому усиление ветров… Все это, разумеется, не может не сказаться на распространении огня. Однако дело не только в пожарах. Пожары пожарами, но если мы говорим про лес, то одновременно он сегодня страдает и от различных насекомых (см. материал на с. 30.— «О»). Эти факторы нужно рассматривать в совокупности.

 

 

Ну а пока ученые гадают о причинах происходящего, власти во всем мире вынуждены решать другой вопрос: как бороться с лесными пожарами в условиях пандемии? Например, в США многие традиционные меры, направленные на предотвращение пожаров (расчистка леса или тот же противопал), сегодня застопорились — где-то начальство просто отправило сотрудников соответствующих служб соблюдать «социальную дистанцию».

 

 

Или вот еще задачка: в этом году пожарным, похоже, придется разбивать палаточные лагеря покрупнее, а в самих лагерях ставить дополнительные трейлеры с душевыми кабинами и туалетами. Словом, в условиях коронавируса уже не подставишь товарищу по команде плечо — наоборот, нужно держаться подальше.

 

 

На этом фоне парадоксально выглядит другая новость: похоже, именно пожары помогли той же Австралии… снизить масштаб распространения коронавируса в своей стране! Оказывается, туда просто приехало намного (или примерно на 10–20 процентов) меньше туристов. И это, конечно, совершенно неожиданный бонус в наши тревожные времена.

 

 

Кирилл Журенков

Loading