В гостях у опытного коневода из деревни Юшто-Памаш Сернурского района Марий Эл побывали журналисты «Марийской правды». В табунке на задах большого хозяйства Николая Петухова паслось пять лошадей с жеребятами, которые заменяют фермеру сельхозтехнику. 

В табуне пополнение

 

За последние несколько лет поголовье этих  грациозных и благородных животных в хозяйстве фермера выросло до семи. Среди них – любимица местной ребятни кобыла Ромашка, которой доводилось участвовать в масленичных гуляниях и катать всех желающих. А также — взрослые жеребцы Вотум и Шотландец, совсем еще юный Ветерок , кобылы Славянка, Ветка, Багира. Последняя, кстати, разродилась совсем недавно,  принесла жеребенка Бурана – шустрого конька, бегающего за своей мамой, словно хвостик, неотрывно. Ветерок стал восьмым в этой лошадиной семье.

 

Дальше увеличивать в размерах свой табунок Николай Петухов не планирует – тяжеловато все-таки следить за таким хозяйством. Кроме лошадей, у него живут еще порядка 50 голубей (эти птицы – его страсть с детства), овцы, буренка, кролики и три важных гуся, которые за день несколько раз по кругу обходят хозяйство и то и дело норовят ущипнуть чужих людей, вошедших во двор. Всех нужно накормить, напоить, убрать за ними.

 

Лошади для хозяйства

 

Лошади у Николая Ивановича безупречно чистые и ухоженные. Каждый день он привозит несколько мешков опилок для подстилки, чистит, носит воду, выгуливает, дает корм.

 

Только одной взрослой лошади, по словам коневода, требуется 10-12 килограммов сена и 5-6 килограммов овса на день. Так что в сенокосную пору приходится немало потрудиться. Еще ладно, если бы трактор и косилка в хозяйстве имелись. Но в связи отсутствием оных приходится ему справляться вручную, либо нанимать технику.

 

 

— Не совру ни капли, если скажу, что в прошлом году ручной косой смог накосить травы на 35 рулонов, — улыбаясь, рассказывает Николай Петухов. – Еще столько же рулонов пришлось покупать.

 

 

Сами лошади тоже приспособлены к работе. Багира может пахать землю, окучивать, на Ромашке раньше сено косили – есть у Николая Ивановича старинная конная косилка. Правда, сейчас он ее не использует.

Ad 3
Advertisements

 

 

Мечту о школе пришлось оставить

 

 

В свое время у Николая Петухова была мечта – открыть конно-спортивную школу. Ведь от местных ребятишек летом, порой, отбоя не бывает – любят дети лошадей, тянутся к ним, обучиться верховой езде хотят. А Николай Иванович и не отказывает, проводит занятия с мальчишками и девчонками, передавая свой семнадцатилетний опыт, полученный в свое время путем набивания синяков и шишек. Ведь когда он купил свою первую лошадь Ласточку, не имел почти представления о том, как за саврасками ухаживать нужно, как объезжать. А оседлать лошадь – не так-то просто. Тут сноровка нужна. Зато теперь Николай Иванович лихо может верхом и рысью, и галопом ездить.

 

 

Для того, чтобы профессионально обучиться преподавать детям навыки верховой езды, в 2011 году Николай Петухов ездил на курсы в Рязанскую область, где находится Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства.

 

 

— Рассказывали нам все подробно о породах лошадей, о достоинствах и недостатках, разъясняли, как правильно ухаживать, объезжать лошадь, — вспоминает коневод. – После окончания курсов я начал смотреть на лошадей другими глазами.

 

 

Но мечту о школе все же пришлось оставить. Долго обивал Николай Иванович пороги администрации, но так и не нашел поддержки.

— Ответственно это очень – такую школу открывать. У лошадей ведь тоже настроение бывает и свой нрав у каждой: кто лягнет, кто наступит случайно, кто ездока не слушается. А дети – есть дети. За ними еще пригляд нужен. Вот и не захотел никто эту ответственность на себя брать, — считает коневод.

 

 

Но ребятишки все равно то и дело прибегают к Николаю Ивановичу и просят прокатиться верхом. А он и радуется, что к этим благородным животным у молодого поколения есть интерес.

— От лошадей я получаю духовную пищу. Хотя и держать их дорого, трудно и, скажу честно, совсем невыгодно, все же буду держать табунок до тех пор, пока силы будут. От  любви к этим красивым, умным животным мне теперь никуда не деться, — улыбаясь, отвечает коневод.

 

Loading