Встречи с обитателями фермы в станице Нововладимировской, признаться, ожидала с опаской. Знала о них лишь то, что водятся в заводях, прячутся от света божьего и пожирают себе подобных… Зачем же разводить таких «чудищ» и чем они могут быть полезны людям? Источник: https://ki-news.ru/

 
 
Не верьте слухам! 
Ранним утром мы подъехали к ферме, расположенной на берегу пруда на залитом солнцем берегу. Навстречу нам вышел хозяин Владимир Жировов, пригласил с собой и сразу предупредил: «Многое из того, что вы уже читали в интернете о сомиках, совершеннейшая неправда! Сами сейчас убедитесь, насколько они хороши, а я пока вам вот что о них расскажу …» И уже через полчаса все мифы и слухи о чудо-рыбе были развенчаны. 

Клариас угревидный (или африканский мраморный сом) появился в результате естественного природного скрещивания двух видов рыб — угря и сома, причем от каждого из них он взял лучшее. Однако в нашем климате эта порода без специального ухода не выживет. 

На все руки мастера 

В крестьянско-фермерском хозяйстве тружеников всего двое — он сам и жена, Анжелика Юрьевна. Дети выбрали другую стезю, а наемных работников супруги пока себе позволить не могут. Но в планах — получить грант, к примеру, «Агростартап», расширить и модернизировать производство, запустить переработку, и вот тогда уже взять помощников. 

Владимир Александрович по профессии судовой механик, но вот уже более 20 лет занимается рыбоводством. В свое время он был председателем рыбоводческого колхоза «Труд». Его супруга технолог, тоже в отрасли не новичок. Три года назад создали КФХ, развивали на свои средства, постепенно появились и рынки сбыта. Сегодня их продукцию можно встретить на краевых ярмарках и даже в Крыму. 

Почти все, что вы здесь видите, мы смастерили своими руками, начиная от котлов и заканчивая бассейнами, где сейчас и сидят наши сомики. Вот, к примеру, перед вами установка замкнутого водоснабжения для воспроизводства рыбы. Тут все просто — блоки, гидроизоляция. А вот этот агрегат мы приобрели — барабанный механический фильтр очистки. Рядом котел мощностью 100 киловатт, он работает и на гранулированной, и на простой шелухе, и на дровах. Правда, сейчас перешел в разряд запасных. Я нашел пиролизный котел, с автоматикой, который просто регулируется, обеспечивая более точную температуру, что крайне важно для нас, — поясняет Владимир Александрович. 

Ни минуты покоя 

Чтобы заниматься разведением рыбы, семье пришлось переехать из родной станицы Тбилисской в Нововладимировскую, где есть необходимые условия: водоем, из которого берут воду, большая территория. Для сомиков требуются строго определенная температура, регулярная обработка воды и качественный корм. 

— Почему вы решили разводить именно этот вид рыбы, довольно еще редкий в наших краях? 

Будучи председателем рыбколхоза «Труд» я общался с учеными, в частности, с нашим земляком, доктором сельскохозяйственных наук, профессором Валентином Яковлевичем Скляровым. К сожалению, его уже нет с нами. Он много рассказывал про эту рыбу и убедил меня заняться ее разведением. В Россию ее завезли не так давно — 8 или 9 лет назад из Голландии. В основном такие рыбы живут на экваторе, в тропиках, где очень теплая вода — плюс 25-30 градусов, — поясняет Владимир Александрович. — Это удивительная рыба! Она различает цвета. У нее есть и жабры, и легкие, т.е. она может дышать и без воды, как человек. Благодаря этому плотность посадки рыбы в бассейн большая — до 500 кг на кубический метр воды — практически, как у цыплят. Самки могут отдавать икру каждые 45 дней. Минус в том, что эта рыба не может самостоятельно размножаться в наших реках. Чтобы взять семенной материал у самцов, нам их приходится убивать. В целом же рыба крепкая, ее выживаемость порядка 90%. Сейчас в бассейнах сидят около 20 тысяч особей. 

Оплодотворенную икру мы помещаем в инкубационный аппарат, — продолжает Анжелика Юрьевна. — Сюда подается вода, кислород. В течение суток вылупляется малек. Он скатывается по этой трубке в специальный лоток. Спустя три дня я начинаю готовить для мальков живой корм — это рачок Артемия, его тоже выращиваем с помощью специального оборудования. Кормлю их каждые 2-3 часа. Так у меня делятся сутки. Слежу за всем, все обрабатываю. 

— Вы оба практически сутками здесь. Когда же отдыхаете? 

Ad 3
Advertisements

Не помню уж, когда у нас был полноценный отпуск. А как по-другому? Не бросишь же их. Мы к ним уже прикипели. Да и они нас узнают, да-да, не смейтесь, узнают, встречают. Помню, такой случай был. В первом выводке была одна рыбка яркого рыжего окраса с белой звездочкой во лбу. Я ее Рыжиком прозвал. И вот как-то подхожу к бассейну и зову: «Рыжик, Рыжик!» И что вы думаете? Она подплывала на зов, и я ее с рук кормил,- рассказывает фермер. 

Каннибалы-эстеты 

И все-таки клариас угревидный — хищник, ловкий, умный, сильный, легко меняющий окрас, не любящий посторонних глаз и пожирающий себе подобных. Восемь усов, два из которых выделяют электрический разряд, придают рыбе воинственный вид. Причем если в бассейн к крупным сильным особям попадет слабый и хилый, его не тронут, потому что он не опасен. А вот если у середняка случайно окажется крупная рыба — не простят, загрызут. При этом нильские сомики очень впечатлительные, замечают фермеры. 

Если чужой человек подошел, они могут отказаться от еды на день или даже два. Они вообще очень разборчивы в еде. 

— Какие блюда им подаете? 

Кильку, хамсу, тюльку. Возим с Тамани, из Керчи. Еще комбикорм на основе местных зерновых готовим. Полезно и безопасно, точно знаем, что без всяких «ростовых» добавок. 

— А на музыку ваши сомики реагируют? 

Мы сами не пробовали, но вот заводчица из другого региона рассказывала, что по совету иностранных партнеров стала включать рыбам спокойные медленные мотивы. Темнота и классическая музыка — это им по душе, — поясняет Анжелика Юрьевна. 

Клариас диетический 

Но вернемся к производственному процессу. Когда особи подрастают, их сортируют и пересаживают в специальные бассейны, в которых каждый час меняют воду. От икринки до 1,5 кг проходит полгода. Мясо клариаса очень высокого класса, диетическое, без специфического рыбного запаха. Нет запаха и в самом помещении, где разводят нильских сомиков.

Во всем мире, включая обе российские столицы, в ресторанах и суши-ба- рах вместо классического угря предпочитают подавать именно «африканца». Он ни в чем не уступает по качеству, при этом намного демократичнее в цене. А сколько разных блюд можно приготовить из этой рыбы! В Москве, к примеру, из нее делают 4 вида сырокопченой колбасы. 

Сейчас мы добиваемся, чтобы качество нашей рыбы стало еще выше, чтобы не было родственных скрещиваний, ищем других производителей этой породы рыб, готовы к зарубежному сотрудничеству, — поделился планами Владимир Жировов. 

Время нашей экскурсии вышло. Пора было уезжать, тем более что у фермеров дел невпроворот, да и режим рыбий нарушать нельзя.

Автор: Фатеева Наталия. 

Loading