Олег Сирота будто бы сошел с картинки, на которых стереотипно изображаются веселые краснощекие бородатые европейские сыровары — кудрявый, в клетчатой рубашке, в штанах с подтяжками. И постоянная улыбка. Впрочем, похоже, что в этом вся суть Сироты, который, пройдя все круги ада и по-прежнему испытывая некоторые трудности, бредит идеей наконец-таки сделать русский пармезан.

Откуда взялся подмосковный сыровар в Альметьевске на встрече фермеров? Мэр Альметьевска прошлой зимой познакомился с Сиротой, побывал на его предприятии и заявил о планируемом сотрудничестве. Сегодня Сироте вручили сертификат на 2 га в «Овощной долине», на которых он клятвенно пообещал заработать рекордные 10 млн рублей.

Что касается сыра, то пока что Сирота обещает открыть в Альметьевске только магазин со своей продукцией. Но, похоже, исполком рассчитывает на большее — филиал производства. К случаю может подвернуться и строящаяся молочно-товарная ферма на 1 070 голов, которой было бы нелишне найти постоянно скупщика молока. Вполне возможно, что 2 га выдаются как затравка, чтобы обласкать и заманить москвича в регион.

 Сирота рассказал об одном из главных факторов успеха фермерского предприятия — это адекватный глава города: «Если у тебя нет вменяемого главы муниципалитета, то ни глава региона, ни Путин тебе не помогут, потому что 90 процентов проблем решается на уровне муниципалитета. Если не будет взаимопонимания с ним, то проект не будет развиваться».

Далее он подробно рассказал о том, как пришел в бизнес: «В юности я ездил в поисковые экспедиции в места боевых действий. Меня поразило, как гибнет тверская деревня — закрываются фермы. Ты приезжаешь через два года, переработка молока в райцентре закрылась, закрылось 5 ферм вокруг, 20−30 деревень вымерло. Ты приходишь в дом, а там стоит каша засохшая с ложкой, одежда висит, деньги, а людей нет. Как будто мор прошел. Страшная картина. Я поступил в аграрный вуз, но понял, что перспективы у меня — как у этой тверской деревни, и я его радостно бросил. Тогда сельское хозяйство было невыгодно развивать, никому это было не нужно. 10 лет работал программистом, но мечты о фермерстве меня не отпускали. Решился я в 2014 году, когда Россия ввела продуктовые контрсанкции. Я ездил по разным регионам и остановил свой выбор на Подмосковье, потому что это один из самых больших рынков сбыта. Кроме того, там существует обширная программа поддержки сельского хозяйства».

К большому удивлению фермера, после обращения в муниципалитет ему выдали 46 га земли. Сейчас он платит аренду за эти гектары — 8 тыс. рублей в год. «В этот момент, когда я рассказываю это своим швейцарским коллегам, они плачут от зависти, но потом, когда они мне рассказывают по свои кредитные ставки, плачу от зависти уже я».

«Я БЫЛ ГОТОВ ПРОДАТЬ ПОЧКУ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ»

По словам Сироты, первоначальные инвестиции в бизнес составили 21,5 млн рублей. Основную часть денег «съела» постройка зданий и покупка оборудования. На дороги и свет ушло еще 2 млн. Были и такие статьи расходов как «трудно поддающие подсчету расходы» и «выброшенный сыр». Последнее — это неудачно сваренный сыр, который, по словам Сироты, будет у каждого начинающего фермера. Поэтому лучше сразу найти какого-нибудь животновода, который будет скупать неудавшийся пармезан для своих хрюшек.

Объяснил он и то, откуда бывший айтишник взял деньги на новый бизнес. Половину денег пришлось взять в долг в друзей и родных; продажа двух машин, квартиры и IT-бизнеса принесла существенную часть денег. Впрочем, продавать квартиру начинающим фермерам Олег не советует. Один миллион удалось накопить.

Неожиданно 6 млн рублей достались по краудфайдингу — люди в интернете оставили предзаказы на сыры. К слову, после трех лет работы фермер так и не смог купить себе квартиру. Впрочем, это его мало беспокоит — жить можно и на ферме. Надо отметить, что Олегу 30 лет, есть семья и дети.

Ad 3
Advertisements

По словам Сироты, он рассчитывал запуститься в течение четырех месяцев, однако на все про все ушло больше года. Так же получилось и с деньгами — изначально просчитанного бюджета не хватило. Первые удачи, когда сыры быстро раскупали дачники по дороге со своих подмосковных участков в столицу, сменились катастрофой. Осенью дачников не стало — пропал сбыт. Подвело и качество молока. Зелень в рационе коров исчезла, и сыры стали вздуваться. Не поддерживали начинающего фермера и читатели его блога.

«Мне писали комментарии: „Тебя чиновники разденут до трусов. Все потеряешь. Лучше сожги деньги, хоть согреешься или отдай родителям“. Но я не послушал», — рассказывает Олег. Дальше — хуже: настал момент, когда надо было либо возвращать деньги по предзаказам, либо отправлять сыры, которых не было.

«Это была февральская ночь. Я сидел в бытовке и дрожал, но не от холода, а от страха.  Потому что надо было отправить письмо людям, которым я должен 6 миллионов рублей. Я предложил им два варианта. Я был готов пойти к ростовщикам, продать почку чтобы вернуть деньги, и второй вариант: я предложил подождать до лета, потому что молоко будет лучше и мы сварим сыр. Я сижу дрожу, мне страшно. И начинают приходить ответы. И знаете, я всю ночь плакал, потому что люди писали: „Мы будем горой стоять за нашего производителя“, „Не опускай руки“, „Я сам два раза разорялся“, кто-то еще делал предзаказы», — вспоминает Сирота. Впрочем, долгов у сыровара и по сей день на несколько десятков миллионов, но, по его словам, дело пошло.

Еще несколько откровений от сыровара — это реализация побочной продукции. К удивлению самого Сироты, «рекордную прибыль» принесла продажа свежей молочки и простых йогуртов с вареньем, в то время как сыры — это довольно сложно и долго. Не удержался сыровар и от того, чтобы тоже кинуть камнем в торговые сети.

«В одиночку идти в сети нельзя. Сети вас сожрут. В сети не идите. Они во всем мире акулы, а мы для них еда. Это их принцип что за рубежом, что в России. А в России они особо упоротые. Они прямо вот безнравственно вас обязательно съедят. И потом вы им еще будете должны. Предпоследнее место, куда не надо идти — это банк, потом „Росагролизинг“, а потом уже сетевые магазины», — откровенно заявил фермер.

А залог успешного сбыта — многоканальные продажи: это и ярмарки, и точки на рынках, и собственные магазины и кооперативные. На последние два пункта приходится 90% сбыта. Кстати, фермер предложил открыть кооперативный магазин вместе с татарстанскими сыроварами.

«Я почему занимаюсь сыром? — фундаментально объяснил истоки своего интереса Сирота. — Я его очень люблю. Я могу прожить без мяса, молока. А вот без сыра не могу. И когда нет постов, я каждый день ем сыр на завтрак, обед и на ужин. И фигура у меня соответствующая. Кстати, такая фигура — нормальная для сыровара».


Подробнее: https://www.business-gazeta.ru

Loading