Больше двадцати лет дорогу от города Зеи до села Октябрьское называют не иначе как убитой. Местные власти закопали в нее десятки миллионов рублей, но, несмотря на такие мощные инвестиции, она из года в год становилась только хуже. Источник: https://aif.ru

 

 

«У нас в магазинах лишь самое необходимое. Родителям головная боль — как детей в школу собирать. Последняя машина с товаром в село пробилась чудом, на нашей дороге есть участки, через которые не проедут даже танки», — с горечью говорила в телефонную трубку Надежда Лиханова, жительница села Октябрьское Зейского района.

Это село несколько десятилетий гордо именовалось поселком Октябрьский. 

 

Здесь располагался один из крупнейших в Приамурье золотодобывающих приисков, который дал стране тонны золота. Его славная история закончилась в середине 90-х годов. Октябрьский оказался не у дел. 

 

 

Первой, не выдержав новых реалий жизни, пала дорога, связывающая поселок с городом Зея.

У нее не стало хозяина, и она за несколько лет превратилась в немыслимое бездорожье. Сносно ездить по ней можно лишь в зимнее время, когда ее крепко «асфальтируют» дальневосточные морозы.

 

 

Летом она превращается в жуткое месиво, по которому с помощью тросов, тракторов и отборного мата с трудом проезжают самые отчаянные.

«Как последний раз товар везла в поселок? Если честно, то со слезами. До речки Дэп машиной, через Дэп лодкой. Потом на плавающем вездеходе, в одной из ям часа три сидели, пока трактор тросом не вытащил», — говорит Светлана Малкина, предприниматель из Октябрьского.

 

Зейский район — самый большой в Приамурье, его площадь больше территории Франции. За последние двадцать лет здесь сменилось шестнадцать районных глав. Население района сократилось едва не вполовину.

 

 

«У дороги нет хозяина! Это единственная причина ее плачевного состояния. Районная власть каждый год благополучно „осваивает“ на ней миллионы рублей. Вероятно, это выгодней, чем содержать ее в нормальном состоянии», — говорит Андрей Гибадуллин, бывший председатель Зейского районного Совета.

 

 

По его словам, осенью прошлого года не один бюджетный миллион экстренно «закопали» в эту дорогу только ради того, чтобы в село завести зимние запасы угля.

Те миллионы утекли с первыми дождями…

 

 

Подрядчики, которые следят за дорогой, у администрации свои, проверенные и доверенные. Чужакам к освоению районного кошелька путь заказан.

 

 

Компания Виталия Макаренко сегодня содержит в образцовом порядке дороги космического поселка Циолковский. 

В прошлом году он несколько месяцев пытался привести в относительный порядок ту Зейскую «ладогу».

«Дорогу надо содержать, а не ремонтировать. Она местами просела ниже уровня речки Дэп, ее постоянно заливает. У нас не получилось диалога с районной администрацией. Они не слышат здравый смысл», — говорит Виталий.

 

На мой вопрос, хотел ли бы он вернуться работать в Зейский район на адекватных условиях, дорожник ответил категорическим «нет».

«Знаете, здоровье дороже», — заметил он.

 

 

Его слова подтверждает Светлана Малкина.

Ad 3
Advertisements

«На протяжении многих лет районная администрация нанимала подрядчика, у которого не было нормальной техники — и вообще понимания, как делать дорогу. Вот и пришли к такому результату…»

 

 

Несмотря на то, что муниципальная власть много лет подряд делает все для того, чтобы жизнь из села ушла, в Октябрьском все еще живет более шестисот человек. Для них единственная связующая ниточка с миром — это вертолет, выполняющий рейсы из Зеи и назад два раза в неделю. С такой же периодичностью летает «кукурузник» до областного центра.

 

 

Вертолет всегда перегружен. Летчики на свой страх и риск берут на борт умоляющих людей, говорят местные. Созданные реалии заставляют людей рисковать главным — жизнью.

 

 

Без малого два года в кресле «хозяина» района сидит житель Благовещенска Дмитрий Василенко.

«Если по совести сказать, то там дороги нет», — честно заметил мне Дмитрий Александрович.

 

 

Затем он долго сетовал на проливные дожди, которые окончательно размыли глубокие колеи районной жизни.

«В этом году к нам пришли семьдесят миллионов федеральных денег на ремонт и содержание дорог. Из них миллионов сорок пойдет на дорогу до Октябрьского. Самые трудные места будем отсыпать скальником», — заметил глава района.

 

 

Дмитрий Александрович попенял на прессу, которая «смотрит на ситуацию однобоко», пожаловался, что работа у него нелегкая, последние два года добавили седины и отняли здоровье.

 

После нашего разговора у меня не осталось сомнений, что он в скором времени вернется в родной Благовещенск — здоровье поправлять.

А многострадальное Октябрьское будет по-прежнему идти вброд по своему тягостному пути. 

 

 

Известно, что любое административное решение начинается с политического. Нужна воля власти. В Амурской области годовой бюджет дорожного фонда равняется примерно семи миллиардам рублей. Львиная доля из этих денег — федеральные субвенции.

 

 

Этих кажущихся большими миллиардов не хватает. Дальневосточные расстояния, помноженные на такое же дальневосточное малолюдье, дают в сумме не самый эффектный результат…

 

 

Но за несколько месяцев несомненно можно эту дорогу жизни привести в нормальное состояние.

«Ее нужно поднимать, грамотно отсыпать, с соблюдением всех технологий. Тогда она будет дренироваться и держаться», — сказали мне в региональном автодоре.

 

 

Если у областных чиновников по-прежнему не будет державной воли, то через пару пятилеток от села Октябрьского останется заимка. А это значит, что вместе с людьми из этого края, размерами превосходящими Францию, уйдет жизнь.

Вернуть которую туда будет намного сложнее, чем построить дорогу.

 

 

Александр Ярошенко.

Loading