В 200 километрах от Минска и в километре от литовской границы вот уже шесть лет строится арт-деревня. Художник, писатель и архитектор Артур Клинов выкупает в ней заброшенные дома и формирует вокруг себя минскую тусовку единомышленников. Источник: https://realt.onliner.by

 

 

Здесь отдыхает белорусский бомонд, но только Артур живет круглый год и вкладывает в развитие деревенской инфраструктуры все свои сбережения. У него есть две большие усадьбы, воссозданные из полуживых деревенских хат. В одной — поскромнее — живет сам Артур и отдыхает его семья, вторая — пороскошнее — сдается в аренду туристам. О деле жизни, которое не приносит ничего, кроме радости, — наш репортаж.

Каптаруны встречают нас роумингом, пограничниками и вопросом о цели визита. Последние 40 минут пути лежат через изумрудную лесную чащу с вкраплениями зеркальных озер. Деревня находится почти в трех часах езды от Минска, у самой границы с Литвой.  Артур живет здесь все время и даже успел прописаться.

 

 

Места здесь волшебные, мистические и дикие, как вопли русалок, а дома, с учетом удаленности от Минска, стоят целое состояние: прямо сейчас обычная деревенская изба в Каптарунах выставлена на продажу за $25 тыс. Правда, Артур говорит, что хозяйка перегнула палку.

Почему именно здесь? На этот вопрос Артур отвечает таинственно, но исчерпывающе: в 2013 году он приехал сюда снимать артхаусное кино, и это место ему «подмигнуло».

Первый дом

 

 

Из первой деревенской хаты, купленной в Каптарунах за $4,5 тыс., Артур захотел сделать большой дом в старом голландском стиле, и получилось по-настоящему впечатляюще.

Весь дом, включая крышу, остался в оригинальном объеме, но за счет того, что с потолков была снята вся обшивка, открылся конек, перекрытие первого этажа перенесли повыше, дом с низкими деревенскими потолками превратился в настоящий дворец.

 

 

— На первом этаже я сделал кессонный потолок, достаточно редкий для белорусских деревень. Такие потолки делали в королевских дворцах. У меня, конечно, воплощен вариант попроще, но он еще не закончен, здесь будет больше элементов резьбы. Его я делал собственными руками, как и перекрытие над ним и лестницу на второй этаж.

Второй дом Артур купил вынужденно. Просто он стоял прямо возле первого, и наш герой заволновался: если по соседству появится чужак, о деревне единомышленников придется забыть навсегда.

Остальные дома в Каптарунах

 

 

С некоторых пор Артур начал проводить ревизию заброшенных домов в Каптарунах, искать владельцев и подтягивать сюда своих приятелей из Минска. Обычно собственники местных «забросов» находятся в Литве, а покупатели  в одном-двух рукопожатиях от Артура.

Сейчас в Каптарунах покупать уже нечего: здесь еще осталось пару неэксплуатируемых домов, но один слишком дорогой ($25 тыс.), другой дешевле, но спросом почему-то не пользуется. Тем не менее, Артур продолжает искать в округе заброшенные хаты и их собственников. Ближайшая «живая» деревня — Лынтупы — находится в 10 километрах отсюда, а до нее — запустение, развалины и руины.

Ad 3
Advertisements

 

 

— Всякий раз, когда в этих местах выставляется дом на продажу, я стараюсь найти на него покупателя среди своих приятелей и единомышленников или хотя бы друга друзей. Хочу, чтобы селились проверенные люди, чтобы не возникал конфликт интересов среди тех, кто по-разному хочет проводить здесь время. К счастью, у нас далеко и дорого, и это играет роль определенного фильтра.

 

 

В перспективе я собираюсь заселять не только Каптаруны, но и окрестности. Моя цель — собрать здесь большое комьюнити. В начале мы даже называли это «свободной республикой Каптаруны», но потом шутливая формулировка обросла ассоциациями с ситуацией на востоке Украины, пришлось от нее отказаться. Тем не менее возрождение Каптарунов, создание поселения — это проект единомышленников, которые хотят здесь жить и творить вместе, иметь свою малую родину, свое «место силы». Здесь мы устраиваем арт-фестивали, пленэры, литературные чтения, общаемся, дурачимся и просто хорошо проводим время.

 

 

Что же касается Каптарунов, за шесть лет почти мертвая деревня возродилась из пепла, в ней появилась работа, сюда вернулась жизнь. Артур, например, нанимает местных жителей для строительства новых объектов, обслуживания агроусадьбы и приведения в порядок территории деревни. В Каптарунах остались две «коренные» семьи, и обе встретили перемены с радостью.

Расходы

 

 

Артур признает, что фестивалями и литературными чтениями в Каптарунах денег не заработаешь: они приносят скорее расход, чем доход. Основатель арт-деревни находится в перманентном поиске партнеров и пытается привлечь какое-то финансирование, но коммерческого смысла даже в перспективе не видит.

 

 

— Это никогда не окупается. Окупиться могут музыкальные фестивали, open air какой-нибудь, но это не наш формат. Мы стараемся не устраивать здесь движ, который может собрать тысячу человек. Потому что это заповедные места, природа, экология здесь очень хрупкая, это равновесие легко нарушить. Устроить здесь крупный open air — это преступление по отношению к здешней природе. Поэтому наши фестивали более камерные. Мы проводим фестиваль «Междуморье литератур», фестиваль малобюджетного экспериментального кино, стараемся каждый год устраивать художественные пленэры.

Для того, чтобы хоть как-то отбить текущие расходы на содержание домов и продолжать развивать арт-деревню, Артур сдает свою гостевую усадьбу в аренду. Это единственный способ изыскать средства на какое-никакое развитие и строительство.

 

 

— О монетизации, к сожалению, речи пока не идет. Только за электричество с двух домов набегает $100 в месяц. Страховка на дома, траву покосить, дрова закупить — это все большие деньги. В отопительный сезон я трачу на содержание домов до $150 в месяц, а может, и больше — зависит от того, все ли время я здесь живу и с какой интенсивностью приезжают гости и арендаторы. Денег от аренды едва хватает на то, чтобы отбить текущие нужды и продолжить развивать арт-поселение. И это не считая тех сбережений, которые я сюда вложил, чтобы все это построить.

— Кто-то купил здесь дом, отремонтировал, устроил классную дачу, готов помогать, участвовать во всяких инициативах. Но все организационные вопросы в основном ложатся на меня.

 

 

Арт-деревня находится в самом начале пути. Шесть лет для создания поселения, для строительства или возрождения полумертвой деревни — это вообще не срок. Что будет с Каптарунами еще через 10 лет, во что они разовьются и на что станут похожи, даже затрудняюсь сказать. Но мне бы точно не хотелось, чтобы здесь возникла фестивальная деревня с толпами туристов и сувенирными лавками. Я бы предпочел сохранить здесь что-то исконное и настоящее.

 

 

Автор: Евгения Штейн. Фото: Анна Иванова.

Loading