Городские власти готовы поддержать создание сети магазинов фермерских и дачных продуктов, предоставив им льготу по аренде. Однако бизнес пока не торопится идти навстречу этой инициативе

Одна из проблем сельхозрынков Петербурга в их сегодняшнем состоянии — отсутствие в массе своей продуктов местных, областных фермеров и садоводов.  Пока городские продовольственные рынки стремительно пустеют в ожидании будущей реконцепции, там продают втридорога овощи и фрукты с оптовых баз, мясо, яйца, птицу с крупных животноводческих производств, а также «белорусскую» продукцию.

Наши фермеры — наше богатство

В Ленинградской области насчитывается около тысячи фермерских хозяйств и более 104 тысяч личных подсобных хозяйств. При этом поддержка фермеров со стороны государства с 2012 года выросла в 2,5 раза. «А производительность выросла даже больше, чем объем поддержки. С 2012 года поголовье крупного рогатого скота, овец и коз, которые выращиваются в личных подсобных хозяйствах, увеличилось почти в три раза», — рассказывает Михаил Шконда, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области.

Хотя по закону фермеры имеют право на место для нестационарной торговли без конкурса, на практике такие места получить невозможно. 

Выращивание растительной и животноводческой продукции фермерами и в малых личных хозяйствах налажено, а вот сбыт и представленность на рынке Петербурга находятся в крайне плачевном состоянии. На городских продовольственных рынках и ярмарках под словом «фермеры» обычно скрываются «белорусы» и перекупщики.

«В целом в Петербурге, по данным нашей Ассоциации, 4-5 магазинов, которые имеют непосредственное отношение к областным фермерам. Но это скорее исключение, чем правило, потому что эти магазины едва работают на грани самоокупаемости. И находятся они в пределах кольцевой дороги, но на городской рынок фермеры попасть не могут по многим причинам», — рассказывает Михаил Шконда.

Во-первых, себестоимость овощей, фруктов и мяса у малых производителей всегда на 20-30% выше, чем у крупных. «Фермер никогда не сможет продаваться в этой ситуации, стоя рядом на рынке с псевдореальными производителями, с так называемыми “белорусами”, которые предлагают более дешевый продукт», — сокрушается президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств. Хотя по закону фермеры имеют право на место для нестационарной торговли без конкурса, на практике такие места получить невозможно. «Мы не можем этого сделать, потому что всегда находится какое-то промежуточное звено, которое говорит нам, что место уже занято и можно его только взять в субаренду», — добавляет он.

Также местные фермеры не могут в одиночку выжить под ценовым гнетом крупных торговых сетей: туда им просто не попасть хотя бы из-за требований по объему поставок. 

Садово-плодовая реальность

У садоводов тоже проблем немало. В прошлом  году областные и городские садоводы вырастили полмиллиона тонн «растительной продукции», рассказал Андрей Лях, начальник Управления по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга. Но в большинстве своем это пожилые люди, которые выращивают овощи и фрукты за сто километров от Санкт-Петербурга. Так что везти два ведра яблок на городской рынок элементарно невыгодно для них. Хотя им городские рынки, в том числе Хасанский рынок, готовы предоставлять торговые места совершенно бесплатно. Достаточно просто предъявить книжку садовода и сдать продукцию на экспертизу в лабораторию тут же, на рынке.

Ad 3
Advertisements

«Нужно создать систему скупки и доставки такой продукции до рынков. Наши садоводы выращивают много, продукция не обработана химией, полностью экологически чистая. Но она быстро портится, и продавать ее надо мгновенно. И это задача коммерсантов», — считает Андрей Лях.

«У нас был разговор с правительством Петербурга. И есть четкая позиция, что оно готово поддержать создание сети небольших магазинов фермерских и дачных продуктов, предоставив льготные ставки по аренде», — утверждает начальник Управления по развитию садоводства и огородничества. Однако пока никаких документов, постановлений и других официальных подтверждений этих слов нет. На пресс-конференцию никто из представителей городского комитета имущественных отношений не пришел. Андрей Лях отметил, что для того, чтобы позиция городских властей стала реальностью, бизнес-сообщество должно выступить с предложением, концепцией и конкретным бизнес-планом будущей сети.

Выход — в самоорганизации и кооперации

Фермеры, в свою очередь, также говорят о необходимости создания рынков или магазинов под управлением так называемых потребительских кооперативов. Так, в Финляндии известные нам Prizma и Valio управляются фермерскими кооперативами, организующими сбор, хранение, логистику и сбыт продукции мелких производителей по всей стране.

Проблемы со сбытом губят на корню труды мелких фермеров по выращиванию овощей, фруктов, а также животных. Отдельные удачные проекты выживают либо за счет интернета, либо благодаря инициативе потребителей.

«Потребительский кооператив как некоммерческая организация — единственный возможный выход для мелких сельхозпроизводителей. Целью такой кооперации будет не получение прибыли во что бы то ни стало, но реализация фермерского продукта», — считает Михаил Шконда. Подобное объединение поможет решить такие проблемы мелких фермеров, как хранение продукции, ее сортировка, логистика и, самое главное, сбыт.

«Мы наблюдаем, что люди от рынков уходят, они идут ближе к сетям, к привычному, магазинному формату. И в этой ситуации нам нужно научиться продавать фермерский продукт, объяснять его преимущества. Как правило, фермерские продукты покупают либо пожилые люди, кто уже начинает задумываться о своем здоровье, либо молодые родители, либо спортсмены. В нашем сельхозпроизводстве мы в 8 раз меньше используем удобрения, чем коллеги из Евросоюза. То есть по факту мы экологическая страна, но потреблять свою продукцию мы не хотим», — с грустью констатирует Михаил Шконда.

Пока же воз и ныне там: проблемы с дистрибуцией и сбытом губят на корню труды мелких фермеров по выращиванию овощей, фруктов, а также животных. Отдельные удачные проекты выживают либо за счет интернета, либо благодаря личным знакомствам и инициативе самих потребителей, готовых ехать за говядиной, птицей, козьим молоком или ягодами на край Ленинградской области.

https://ok-inform.ru

Loading