Фермер из Динского района знает, как восстановить ферму, почему клубника является стратегической культурой и чем французские овцеводы отличаются от наших. Источник: https://kubnews.ru

 

Горячая пора

 

 

В крестьянско-фермерское хозяйство Юрия Ильченко мы приехали рано утром, но главу не застали – укатил в поля.

– Извините, что пришлось ждать, но у нас каждая минута дорога. Хозяйство большое, надо крутиться, – пояснил, подрулив к конторе, Юрий. – Впрочем, сейчас сами увидите.

 

 

Земли в КФХ больше тысячи гектаров. Если серьезно занимаешься мясным и молочным животноводством, без земли буренок не прокормить. В хозяйстве под тысячу голов крупного рогатого скота. Завели также стадо коз и овец, откармливают на продажу бычков. Все произведенное молоко, в том числе и козье, перерабатывают в собственном цехе. Продукцию реализуют через свою сеть магазинов.

 

А еще развели целые плантации кубанских овощей и ягод. Выращивают помидоры, землянику, красную смородину, малину.

 

 

Вот и требует разноплановое хозяйство постоянного внимания. Круглый год – горячая пора.

– В прошлом году заняли первое место среди КФХ по животноводству в крае. Стараемся. Гордимся успехом, но понимаем, что без поддержки губернатора, администрации региона, Законодательного Собрания края пришлось бы туго. О тех возможностях, которые сегодня предоставляют фермерам, еще лет 15 назад и мечтать нельзя было, – рассказал Юрий Ильченко.

 

 

Костюмчик ладненький

 

 

 

Фермерствовать Юрий начал в 1992 году. До этого работал в хозяйстве «Рассвет» бригадиром отделения. Опыт какой-никакой в сельском хозяйстве имелся – с 7-го класса с отцом на комбайне. Еще мальчишкой и управлять техникой мог, и отремонтировать, если надо.

 

 

Из хозяйства он вышел с земельным паем 2,6 га. Уже тогда он мечтал создать крепкое животноводческое предприятие. Купил старенький трактор, культиватор.

– А еще – новую спецодежду. Как у западных фермеров. Нам же показывали красивую картинку. Вот и хотелось, как у них. С таким чувством свободы и восторга выехал в первый день на поле! Еду на тракторе, а в голове мысли крутятся – как развиваться, что делать завтра, – вспоминает Юрий Ильченко.

Начальник производственного цеха Анжелика Кравченко учиться сыроварению ездила в Углич. Фото: Михаил Ступин.

Однако ни красивого комбинезона, ни Т-40, который едва тянул культиватор, для осуществления светлой мечты не хватило. Пришлось продать недостроенный дом, машину – все, что было. В банке взял кредит и все вложил в развитие. Купил новую технику отечественного производства, взял двух работников, построили корпус. Привезли первое поголовье – 35 коров, приняли первый отел.

 

 

Юрий рассказал, что дневал и ночевал рядом с животными, особенно во время отела и дойки:

– Я жил там, вместе с коровами. Не было электричества, привезли генератор. Подоим молоко, по баллонам – и на «Ниве» на Витаминкомбинат вместе с супругой везем. Там уже горожане в очереди. Тогда мы были как слепые котята, которые нащупывали путь. 90-е годы – выживали, как могли.

 

 

Потом построили дорогу, подвели электричество. Но объемов на развитие не хватало. Нужны были специалисты, а кто придет на 30 голов? Производство приносило убытки. С молочного животноводства перешли на мясное – так было проще.

 

 

Очень выручила поддержка и на федеральном уровне, и на краевом, которая началась в 2000-х. Сельхозпроизводителям стали давать субсидии на минеральные удобрения, на ГСМ. Начинающий фермер брал кредиты – и коммерческие, и льготные. Выкупил и восстановил полуразрушенные корпуса фермы бывшего колхоза. Когда окреп и стал на ноги, снова вернулся к молоку.

 

 

За каждый рубль – спасибо

 

 

Когда в хозяйстве решили делать свою переработку молока и развивать сеть реализации, заявились на грант. Попросили 5 млн. Было это в 2010 году – денег тогда было немного, а желающих получить господдержку – хоть отбавляй. У Юрия Ильченко спросили: «Хватит полтора миллиона?» Ответил: «Дадите полтора, спасибо и на том. Сделаю только пастеризацию. А дадите пять – построю полноценную линию. Помещение есть, специалистов найдем».

 

 

– Дали 5 миллионов, как просил. Дали бы полтора, тоже бы в ноги поклонился. Где их взять? – говорит Юрий, который сегодня сам входит в краевую комиссию по распределению грантов.

 

 

Опытных профильников пригласили в состав комиссии в качестве экспертов. Человека сразу видно, считает Юрий Ильченко, – в теме он или нет:

– Хотят многие, но надо поддерживать тех, кто сможет. Государство сегодня дает деньги на развитие. Это огромная поддержка, но и такая же ответственность – отчитаться необходимо трудом. Начинающие фермеры получают средства и на покупку земли, и техники. Мы об этом в свое время только мечтали. Так что я благодарен за каждый рубль, которым власти поддержали наше хозяйство.

 

 

На выделенный в 2010 году грант построили цех переработки. Сегодня здесь осваивают около 10 тонн молока в сутки. В ассортименте более 30 наименований – йогурты, кефир, творог и творожные ягодные десерты, сметана, масло. Одних только сыров – сулугуни, фермерский, три вида козьих.

 

 

Не хуже, чем в Европе

 

 

Сыр «Шевр» из козьего молока, говорят, просто сказка. В переводе с французского «шевр» означает «коза». Такой сыр начали изготавливать во Франции сотни лет назад в семьях простых крестьян. Так вот, французы, которые были в гостях в фермерском хозяйстве Ильченко, по достоинству оценили продукт. А гости из Италии заявили, что у них на родине такую продукцию можно найти только в провинции, где ревностно хранят традиционные рецепты.

 

 

Начальник производственного цеха Анжелика Кравченко учиться сыроварению ездила в Углич. К базовым знаниям добавила свое творчество. Новотитаровские сыроделы тайну своих рецептов не выдают, но сыры выходят – просто объедение.

 

 

– Линейку сыров будем расширять. Хотим освоить производство твердых сортов. Их будем выстаивать по нескольку месяцев, выдерживать в камерах. Помещения и большие холодильники есть. Будем двигаться дальше, – поделилась планами Анжелика.

 

 

Местные жители продукцию КФХ Ильченко расхватывают влет. Фирменные магазины есть и в районном, и в краевом центре. Но вот торговые сети такой специфический товар не берут – срок годности продукции до пяти суток. А там на полках товар и по месяцу стоит. В КФХ решили под них не подстраиваться. Репутация дороже. Тот, кто работает на земле, знает цену здоровой пище.

 

 

Сегодня жирное и вкусное молочко с фермы Ильченко пьют дети из детского сада станицы Новотитаровской.

– А что может быть вкуснее и полезнее стакана молока с куском свежего хлеба? – спрашивает фермер.

 

 

Инвестферма

 

 

Юрий Ильченко может рассказывать о своем хозяйстве бесконечно. А как иначе, если каждый метр здесь стал родным. На месте первого, построенного своими руками корпуса, где пришлось в молодости дневать и ночевать, теперь содержатся козы и овцы. А полуразрушенные колхозные строения превратились в современные молочно-товарные фермы.

Ad 3
Advertisements

 

 

Труда вложено немало. Но ремонт и перестройка до сих пор не прекращаются. В доильных корпусах меняют плитку, подшивают потолки. В этом году в каждом зале добавили по два доильных места, расширили хранилища молока, построили еще четыре силосные траншеи для заготовки кормов.

Плантации малины занимают несколько гектаров и плодоносят до поздней осени.  Фото: Михаил Ступин.

И для коров здесь раздолье – светлые чистые базы, круглый год на воздухе, подстилки из сена меняют регулярно. Даже летняя жара не страшна. Сначала сделали для буренок теневые шторы, но их разрывал ветер. Теперь соорудили капитальные навесы – защищают и от солнца, и от дождя. Поят и моют коров водичкой с подогревом.

 

 

КФХ стало участником краевой инвестиционной программы – вошли в нее с реконструкцией и восстановлением молочно-товарной фермы-2. Ферма уже запущена, но программа продлится до 2021 года, впереди еще строительство цеха пастеризации.

 

 

– Администрация края по инвестсоглашению оказывает нам помощь, поддержку, консультирование. Там, где есть нерешенные вопросы, департамент инвестиций подключается, подталкивает, пробивает. Каждую неделю звонят: как дела, какие вопросы, что надо, – рассказал Юрий Ильченко.

 

 

Стратегическая клубника

 

 

Еще одна гордость хозяйства – земляничная поляна. Оказывается, клубника для хозяйства – стратегическая культура. В свое время заняться ею заставила нужда. Пшеницу убрали, мясо сдали… И что дальше? Бездельничать? А весной денег катастрофически не хватает. Решили заняться земляникой. В мае получали первые деньги. За счет земляники проводили подготовку к уборке, строили склады и другие помещения. Вот так выручила сладкая ягода. Сегодня объем площадей увеличили до 40 гектаров. Строят теплицы, где выращивают рассаду в кассетах, потом высаживают на поля.

 

 

– Сегодня идет колоссальная поддержка на строительство теплиц. Грех этим не воспользоваться. Конечно, их надо построить, надо работать. Да, это риски, но это и рабочие места. В сезон берем еще до 50 дополнительных работников. Тем, кто имеет землю, нельзя сидеть сложа руки, – говорит Юрий Ильченко.

Сегодня жирное и вкусное молочко с фермы Ильченко пьют дети из детского сада станицы Новотитаровской. Фото: Михаил Ступин.

Вот и не сидят. Проложили трубы под полив, междурядья застилают соломой – защищают и от жары, и от болезней. Урожаи отменные. Еще 6 гектаров засадили малиной. Хватает и на продажу, и для собственного производства – ягодные творожные десерты идут нарасхват.

 

 

Количество теплиц для клубники будут увеличивать. Да и вообще планов валом. Нарастить поголовье телят на продажу, закончить реконструкцию МТФ-2. Из Франции на развод едут овцы породы Иль-де-Франс. Подарок фермера из Франции, который побывал в гостях.

 

 

– Ну и какие они – французские фермеры?

– На наших не похожи, – улыбается Юрий Ильченко. – Тот, что приезжал, на офисного работника смахивает. А у нас мужики крепкие. На них земля держится.

 

Сыновья за отца

 

 

Люди, по словам Юрия Ильченко, – основа хозяйства. Сейчас здесь работают более 100 человек, и многие трудятся по 20–30 лет. Заместитель Ольга Миль пришла сюда главным агрономом, теперь она первый помощник руководителя. Инженер-механик Василий Синдер отвечает за разросшийся автопарк. Трактористы, водители, доярки – обо всех у руководителя есть добрые слова.

 

 

В хозяйстве замечательные специалисты – ветеринарные врачи Сергей Ткачев и Юлия Карпачева, зоотехник Наталья Веприкова. Юрий Ильченко сообщил, что собирается взять еще одного зоотехника для селекционной работы. Серьезно задумались и о том, что хозяйству нужен свой экономист. Пришла пора анализировать, выявлять слабые моменты, намечать перспективы.

На месте первого, построенного своими руками корпуса, где пришлось в молодости дневать и ночевать, теперь содержатся козы и овцы. Фото: Михаил Ступин.

– Сегодня говорят о повышении производительности труда. Да мы и сами понимаем: если сегодня говорят, то через 3–4 года можно и отстать. Так что с нового года будем браться по-серьезному – менять подходы, если потребуется, – заявил Юрий Ильченко.

 

 

Рядом с отцом трудятся его сыновья. И не отсиживаются, как иногда бывает, за широкой родительской спиной. Артем и Денис – первые помощники отца. Берутся за тот фронт работ, какой требуется хозяйству. Нужен был осеменатор на ферму – Артем освоил профессию, добился лучших показателей. Крутился, как белка в колесе. Теперь уже исполняет обязанности завфермой. Денис возглавляет переработку.

 

 

Всего у Юрия Ильченко четверо богатырей-наследников. Кстати, названием КФХ обязана как раз сыновьям:

– Дети как-то читали рассказ Пришвина. Ну и я с ними. А потом задумался «Кладовая солнца» – это же про нас. Так и осталось.

 

 

Отдыхаю на работе

 

 

Юрий Ильченко не только успешный фермер. Сначала земляки избрали его депутатом районного Совета, а в последние годы он его возглавил.

Говорит, в свое время подтолкнули идти на выборы люди, но хотелось и себя проверить. Депутатская работа многому научила, на многие вещи появился свой взгляд.

 

 

– Сейчас тяжело. Просто депутатом быть одно, председателем – другая ответственность. Понимаешь, что есть такие вопросы, мимо которых не пройдешь. Не всем это нравится. Радует, что новый глава района Евгений Пергун – человек дела, мы с ним нашли общий язык. И это сказывается на развитии района. Сделано за последний год немало. Сейчас в Новотитаровской строят детсад, разработаны проекты на строительство детсада в поселке Зарождение и спортивных залов в четырех школах района, – перечисляет Юрий Ильченко.

 

 

– А отдыхать есть время?

– Для меня трагедия, когда я не работе. Я на работе кайфую. Мне нравится создавать, видеть результат. Вырываемся, конечно, с семьей на море на два-три дня. Последний раз жена посмотрела на меня и, видимо, такую тоску в глазах увидела. «Ладно, – говорит, – уедем на день раньше». Понимает, спасибо ей за это. А для меня наслаждение – приехать рано утром на ферму, пройтись, посмотреть, получить заряд энергии. У меня забрать работу – забрать жизнь.

 

 

Автор: Белла Перекопская.

Loading