Пять лет назад жители небольшой деревушки Улюнхан в Курумканском районе собрали сельский сход и единогласно решили запретить реализацию алкогольной продукции на своей территории. Почему улюнханцы пошли на крайние меры? Как в деревне отмечают праздники и почему продавцы зареклись продавать водку из-под полы? Наши журналисты побывали в этой необыкновенной деревне и узнали ответы на все вопросы. Источник: https://my-buryatia.ru
Почти 500 километров от столицы республики – столько занимает путь до Улюнхана. Уже затемно въезжаем в деревню. Всё, на первый взгляд, как обычно: мычат коровы в ожидании вечерней дойки, где-то вдалеке кудахчут запертые куры.
В поисках здания администрации делаем почетный круг по деревне и, наконец, оказываемся у небольшого деревянного строения – поссовета, как привыкли говорить местные. Здесь нас уже заждался глава поселения Баир Болотов. На посту он уже пять лет, но сухой закон принимали еще с прежним главой – Владиславом Сансановым.
Случилось знаковое событие в мае 2014 года. Сегодня в Улюнхане проживает порядка 800 человек: бок о бок мирно соседствуют буряты, русские и эвенки. Радости давно стали общими и беды тоже. Пили вне зависимости от национальности, водка одинаково губила семьи, без оглядки на язык и традиции.
Поэтому, когда клич был кинут, на сельский сход пришли едва ли не полным составом. И начали судить-рядить, как быть и что делать. Выступил глава, сказал речь председатель Совета ветеранов Даши Ухинов. Мужчины с горечью констатировали: деревенские спиваются целыми семьями и даже поколениями. А главный врач районной больницы озвучил страшную статистику, согласно которой львиная доля смертей в поселке приходится на отравление алкоголем. Зеленый змий виноват в травмах, инвалидизации, рождении больных и недоношенных детей.
На вопрос, как отнеслись предприниматели к такому решению, глава уверяет, что со стороны продавцов не было никаких претензий, более того, они сами активно голосовали за принятие закона.
Сравнивая прошлое с настоящим, глава уверенно заявляет: жить стали лучше, появился достаток в домах, все дети обуты и накормлены. Взять хотя бы показатели по скотине. До принятия решения крупный рогатый скот в селе исчислялся тысячей голов, сегодня прирост составил 700. Почти каждая семья держит свое подсобное хозяйство, этим и живут. Мясо, молоко, творог и сметану реализуют в соседних поселках: Алле, Курумкане, увозят на курорт Кучигер.
Поначалу, признается глава, были недовольные. Противники нововведения требовали собрать сход и вернуть алкоголь в магазины. Администрация шла навстречу – организовывала собрание, но неизменно побеждало большинство, жаждущее жить трезво (!). Так постепенно и привыкли.
Сегодня, считает Болотов, недовольных нет. Глава подчеркивает, что закон запрещает только продажу алкоголя, но пить не возбраняется. Хочешь выпить – будь добр, езжай в Аллу или Курумкан, до них 70 и 80 километров соответственно. Далековато, но население привыкло: к праздникам готовятся заранее.
Попрощавшись с главой, едем в главное общественное место любой деревни – школу. Директор Евгения Будаева – человек на селе известный, с ее мнением считаются и уважают. Поэтому и мы решили узнать точку зрения педагога на сухой закон.
 По мнению учителя, в селе в целом изменилось отношение к состоянию опьянения. Выпивший человек теперь стыдится выйти на улицу, а коли пьян, то будет сидеть дома. За последние пять лет население стало более общественно активным. Совместными силами построили дацан, организовали ТОСовское движение и даже выиграли грант на 600 тыс.рублей, возвели субурган, отремонтировали клуб и школу.
Взрослые, не говоря уж о детях, заинтересовались спортом. Увидеть пенсионеров со скандинавскими палками это теперь не удивительное зрелище, а вполне обыденное.
Как нас уверял глава, предприниматели охотно согласились на добровольный отказ от самого ходового товара. Мы решили лично проверить его слова и отправились в ближайший магазин.
Продавец Светлана Ринчинова  показывает свой ассортимент: продукты, одежда. С гордостью отмечает, дескать, иной товар дешевле, чем в городе. У женщины двое детей, есть свое хозяйство. Десять лет жила на заимке Самухай, но как только старший стал школьником, сразу переехали в Улюнхан, поближе к школе. Было это в 2015 году, уже после принятия всеобщего решения. Решили открыть магазин, и сухой закон нисколько не испугал супругов.
В годы жизни на заимке женщина часто приезжала в село за продуктами. И неизменно у магазина стояли жаждущие выпить. Бывало, купить вожделенную бутылку просили и старики: «Как-то раз совсем старенькая бабушка попросила купить чекушку, и так жалко ее стало, и я купила. Знаю, неправильно поступила, но что делать».
Сейчас любители выпить у магазинов не стоят, даже очень жалостливые улюнханцы ничем помочь им не смогут. Свободное время занимают более важные дела: выступления в народном театре, кружок вышивания, танцы и пение. Все увлечения поощряет и организует местный дом культуры. Улюнханский театр получил звание «народного» в 1980 году и до сих пор радует сельчан своими постановками. Есть у старейшего театра и молодая смена, которая учится азам искусства в детской драматической студии «Алтан Булаг».

Зоя Степанова.

Ad 3
Advertisements
 

Loading