Африканская чума свиней (АЧС) — крайне опасная болезнь, с которой Новосибирская область сталкивается не первый год. Год за годом фермеры и управление ветеринарии области противостоят чуме, и пока что побеждают, но эта победа очень хрупка и все может рухнуть в один момент.

АЧС — заразна, ею болеют дикие и домашние свиньи всех пород и возрастов в любое время года. Вирус очень устойчив: в продуктах, воде и почве во внешней среде сохраняется месяцами, а при замораживании и высушивании — годами. Погибает он лишь при нагревании до высоких температур.

Болезнь распространяется очень быстро и наносит огромный материальный ущерб. С 2007 года в России было зафиксировано около 500 вспышек свиной африканской чумы. Таким образом, экономические потери превысили 30 миллиардов рублей. Так, в прошлом году соседняя Омская область потеряла из-за чумы больше семи тысяч животных, а это вылилось в миллионные убытки.

Отдельно усложняет ситуацию и то, что лечение зараженных животных запрещено, а вакцины в мировой ветеринарии не существует.

«Если быть объективным, то начать нужно со следующего — вероятность заноса вируса африканской чумы на территорию Новосибирской области остается очень высокой. Понимая все это, управление ветеринарии Новосибирской области делает все, чтобы этого не случилось», — оценил шансы области получить опасный вирус пресс-секретарь управления ветеринарии региона Юрий Шмидт.

Одна из мер, которую приняли в области — это рекомендации «О мерах по предупреждению заноса вируса АЧС на территорию Новосибирской области», подписанные 11 мая исполняющим обязанности министра сельского хозяйства области Евгением Лещенко. Этот документ направлен в администрации 21 района Новосибирской области, пока что в качестве рекомендаций, но есть вероятность, что скоро эти рекомендации будут носить обязательный характер.

Пока что документ на сайтах министерства сельского хозяйства, управления ветеринарии или администраций районов найти невозможно, его фотографию выложил на свою страницу в Фейсбуке эксперт в области сельского хозяйства и главный редактор журнала «Председатель» Павел Березин.

Меры, которые советуют принять в Минсельхозе по поручению уже бывшего заместителя председателя правительства России Аркадия Дворковича, состоят в том, что все хозяйства, которые занимаются разведением свиней, должны перевести свои предприятия на третий или четвертый уровень компартамента биологической защиты.

В случае, если животноводам не удастся этого сделать, им предлагают другой путь решения проблемы.

«Сельскохозяйственные организации, КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства) и ИП, занимающиеся свиноводством, но не обеспечивающие зооветеринарный статус III и IV компартамента, поэтапно перевести на альтернативные виды животноводства или иные виды деятельности», — говорится в документе.

Также администрациям районов советуют рассмотреть целесообразность содержания свиней в личных подсобных хозяйствах, у которых нет достаточного уровня биологической защиты. Также в документе советуется принять меры по переводы таких личных подсобных хозяйств на альтернативные направления животноводства.

Ad 3
Advertisements

«Компартмент — это зоосанитарный статус хозяйства, уровень его биологической защиты, в соответствии с которым хозяйство имеет право на ту или иную деятельность по содержанию и разведению свиней, убою, переработке и хранению продукции свиноводства. Первый уровень компартмента имеют 223 хозяйства Новосибирской области, третий — два (болотнинский «Сапфир» и Учхоз «Тулинское»), и высший четвёртый имеют одни «Кудряши», — поясняет Павел Березин. — Повышение компартмента — мероприятие крайне дорогое, неподъёмное даже для крепкого фермерского хозяйства, не говоря уже о ЛПХ. Достаточно посмотреть критерии компартмелизации на третий уровень: запрет на проникновение птиц, КСП и биобарьеры, минимум 500-метровое расстояние до соседа, никаких технологических и хозяйственных связей с нижними компартментами и так далее. Это уровень современного свинокомплекса».

По словам эксперта, в прошлом году в краснозёрском крестьянско-фермерском хозяйстве Александра Берестова, которое одно из лучших в регионе, посчитали, сколько стоит перейти на третий уровень биологической защиты. Всего за это фермеру придется заплатить 44 миллиона.

«Первый компартмент сейчас, не говоря уже о нулевом лпх-шном — это просто запрет на сельское свиноводство: нельзя ни продавать, ни перемещать, ни бить — потому что бойни тоже должны быть равного с хозяйством компартмента. А таких боен в Новосибирской области… правильно, нет ни одной. Ну, вы поняли, да?», — резюмирует Павел Березин.

Однако в управлении ветеринарии НСО придерживаются мнения, что рекомендуемые меры — чистая необходимость. По информации управления, сейчас все промышленные свиноводческие предприятия полностью соответствуют рекомендациям, но на счет КФХ и ИП сказать этого нельзя.

«С главами муниципалитетов всех районов проводится очень серьезная совместная работа по точной оценке количества поголовья, находящегося на территории муниципалитета, для того, чтобы мы четко понимали, сколько на территории района находится животных, как они содержатся. Тогда мы абсолютно уверены, что при совместной работе с крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами при соблюдении обязательных ветеринарных мероприятий, вирус на территорию Новосибирской области не попадет», — рассказал о проводящихся работах пресс-секретарь управления ветеринарии региона Юрий Шмидт.

По его словам, даже если из-за несоблюдения мер безопасности заразится хоть один поросенок, то ветеринарам приходится уничтожать все восприимчивое поголовье в радиусе пяти километров.

«Мы год продержались, в прошлом году летом и осенью Омская область горела, территория Новосибирской области была защищена только потому, что нам удалось найти общий язык со всеми личными подворьями и гражданами, и мы думаем, что это будет продолжаться, — заверил представитель управления ветеринарии НСО. — Мы сегодня с крестьянином рука об руку идем, чтобы сохранить и его труд, и обеспечить биологическое благополучие. Только так мы справимся с этой бедой . Беда придет — все пострадаем, и крупные производители, и мелкие».

По мнению управления, при планировании бюджета, крестьянин должен не только планировать определенные сумму на пропитание животных и их содержание, но и на ветеринарное обеспечение. В этом фермерам должны помочь и бюджетные средства, которые выделяются по федеральной программе поддержки.

«Мы ничего лишнего не выдумываем, мы ниоткуда никакие дополнительные меры не предпринимаем, все в соответствии с законодательной нормой, в соответствии с которой работает государственная ветеринарная служба», — подчеркнул Юрий Шмидт.

https://chistoozernoe.gorsite.ru/articles/biznes/razorenie-ili-smert-kak-novyi-prikaz-minselkhoza-m/

Loading