Владимир Пашкович — главврач участковой больницы в Язно Миорского района. За 22 года жизни в этой деревне стал уже, считай, семейным доктором в каждом доме. А раз в неделю доктор Пашкович превращается в хлебопека. Караваи он печет по старинному рецепту, как когда-то наши бабушки.  Источник: https://news.tut.by

 

 

 

Ad 3
Advertisements

Сегодня здесь живет около 700 человек.

 

 

 

Кроме участковой больницы, в Язно есть средняя школа, детсад, ПМК, сельхозпредприятие, лесничество, пожарный пост, сельсовет, три магазина и православная Спасо-Преображенская церковь. Кстати, храм старинный — в следующем году ему исполнится 120 лет.

 

«Сельский врач лечит людей от „нуля“ и до смерти: то есть от рождения и до старости»

 

 

Владимир Пашкович родом из соседнего региона — Глубокского. После учебы в витебском мединституте поехал работать по распределению в родной район.

— Женился, и мы с женой-учительницей искали, куда переехать. Нашли по объявлению, что в Язно требуется врач. Приехали. И вот уже 22 года, как я работаю в местной больнице, а супруга Инна — в школе.

 

 

 

Язненская больница небольшая — рассчитана на 12 коек, стационарное отделение расположено на втором этаже здания. Также здесь есть стоматологический кабинет, физиокабинет, лаборатория, амбулатория.

 

 

 

В больнице заняты 25 человек — кроме медперсонала, это два водителя, дворник, кухонные работники. Врач, он же главврач, — один, это Владимир Пашкович.

— Я один из первых врачей общей практики в Витебской области, — поясняет руководитель больницы. — Эту должность в нашей медицине ввели в 1998 году.

 

 

 

— По сути вы в Язно уже почти семейный доктор? Давно здесь живете и всех знаете.

— Врач общей практики — да, это прообраз семейного врача за рубежом. Ведь мы лечим людей «от нуля» и до смерти: то есть от рождения до старости. Население, конечно, я знаю хорошо. За 22 года работы уже выросли дети у тех, кто родился, когда я сюда приехал. И у этих детей подрастают свои дети. И я знаю, что и от кого из пациентов ожидать. К тому же это деревня: тут если что-то у кого-то случается — это быстро становится достоянием всех.

 

 

 

«Табакерки» добрались и до агрогородков 

Самая большая трудность в работе, по мнению доктора Пашковича, это когда пациенты не выполняют рекомендации врача.

— Но я думаю, с этим сталкивается не только сельский доктор. То же самое — и в городе. Я в таких случаях объясняю все подробно, а где-то — и ругаюсь, то есть делаю вид, что злюсь. Зато очень радует, когда пациенты интересуется правильным питанием, здоровым образом жизни.

 

 

«Кто решил, что выпечка хлеба — не мужское занятие?»

 

 

 

Раз в неделю доктор Пашкович превращается в хлебопека. Караваи он печет по старинному рецепту, взятому у жительницы деревни Дерковщина Глубокского района Степаниды Лупач. В здешних краях бабушки так готовили хлеб и более 200 лет назад.

 

 

 

Технология выпечки дерковщинского ржаного хлеба внесена в список нематериального культурного наследия Беларуси. Она состоит из нескольких стадий: приготовление «квасника» (закваски), «кваса» («раўгені»), на котором готовится тесто («рашчына»), замешивания и выпечки.

 

 

 

— У нас в деревне одна женщина пекла хлеб и угощала сельчан. Детям раздавала такие маленькие ароматные булочки. И этот запах запомнился мне на всю жизнь! Как-то, лет пять назад, решил сам испечь хлеб. Он хорошо получился. Но в нем были дрожжи. А хотелось именно бездрожжевого каравая — такого, как пекли наши предки. Как-то я оказался в Дерковщине и взял у мастерицы хлебного дела Степаниды Александровны Лупач «раўгеню». Она рассказала, как из этого «кваса» делать тесто, как печь «жытнік». С той поры, уже более трех лет, мы хлеб не покупаем, печем домашний.

 

 

 

Хлеб доктор печет обычно по пятницам.

— Весь процесс занимает обычно 36 часов. В четверг на ночь ставлю «квас». Утром в пятницу делаю «рашчыну»: соединяю «квас» и ржаную муку. Через 12 часов, уже вечером, замешиваю тесто — добавляю еще муки, по вкусу соль, сахар, тмин. Затем жду, пока тесто подойдет в теплом месте. И пеку. Получается от 4 до 6 булок. Этого хватает семье на неделю. Угощаем гостей, соседей. Домашний бездрожжевой хлеб хорошо хранится — до двух недель.

 

 

 

Доктор-хлебопек угостил своим «жытнікам» и нас. Вкусно! Но этот хлеб — более простой и аскетичный, не такой, как из магазина.

— Да, в нем нет изысков, — соглашается Владимир Петрович. — Потому что здесь нет ни дрожжей, ни добавок. Иногда, когда хочется чего-то более сладкого, мы печем хлеб с сухофруктами.

 

 

 

Мы застали тот момент, когда из «рашчыны» хозяин дома замешивал тесто. Начал он работу с молитвы «Отче наш».

— Кто это решил, что выпечка хлеба — не мужское занятие? — рассуждает Владимир Петрович. — Это очень тяжелый труд. Тем более что тесто я вымешиваю всегда руками, не ложками, не лопатками и уж тем более не блендером. И каждый замес всегда по-своему себя ведет. Чтобы испечь хороший хлеб, важно соблюдать очень много факторов. Но зато когда он получится, достанешь его из формы — и такая радость! И дом полон особым, ни с чем не сравнимым ароматом — даже на улице слышно, все соседи идут и знают, что я пеку хлеб.

Язненский хлебопек говорит, что у него уже есть и последователи — все, кстати, мужчины.

На Пасху Владимир Петрович печет куличи, а в дни семейных торжеств отвечает за угощение гостей.

— Умею готовить самсу, плов, чахохбили, другие блюда разных народов. Но больше всего, конечно, мы любим свою родную кухню — драники, клецки и так далее. У нас с женой распределение обязанностей: я готовлю праздничный стол, а она занимается готовкой на каждый день. Некоторые мне говорят: мол, в тебе умер повар. Но почему он умер? Он живет во мне параллельно с врачом, — улыбается Пашкович.

 

 

«Хорошо там, где мы есть»

 

 

Владимир Пашкович считает, что жизнь в сельской местности нисколько не сужает кругозор:

— Никогда не чувствую себя ущемленным, что живу в деревне. Я здесь всем доволен: есть свой дом, любимая семья, хорошая работа. Что еще нужно для счастья?

 

 

 

Что касается поездок «в свет», то супруги Пашковичи мобильные: сели в машину и поехали, куда захотели.

— Стараемся посещать различные культурные мероприятия в Минске, Витебске, Полоцке, других городах. Часто принимаем гостей. Как-то приехали к нам приятели из столицы, спрашивают: «И как вы тут, в своей глуши, живете?». А я им говорю: «Сколько раз вы в этом году были в Большом театре оперы и балета?». — «Ни разу». — «А я — уже два раза!». Так что я бы перефразировал пословицу «Хорошо там, где нас нет». Надо говорить: «Хорошо там, где мы есть». И тогда действительно все будет хорошо!

 

 

 

Автор: Татьяна Матвеева.

 

 

 

 

Loading