«Я фермер. У меня есть черви. Я живу с ними 17 лет», — смеется Виктор Артемьев. Все эти годы он разводит калифорнийских червей, которые производят биогумус — экологически чистое органическое удобрение. Этими самыми червями фермер вместе с кличевским жилкомхозом и средней школой № 2 хочет заразить весь район. Как минимум.

Вермикультивирование — разведение дождевых (навозных, компостных) червей для нужд сельского хозяйства или на продажу. Черви перерабатывают бытовые или промышленные отходы органического характера в биогумус — органическое экологически чистое удобрение, эффективность которого считается в разы более высокой по сравнению с другими видами органического удобрения.

Черви у Виктора Артемьева и правда есть — полтонны, не меньше. И это — только на территории хозяйства. Сколько их дома, неизвестно. И уж тем более не сосчитать, сколько килограммов калифорнийских червей за 17 лет расползлись и размножились по огороду и, не исключено, что по всему Кличеву. К слову, они ближе, чем вы думаете.

— После дождя или когда пригреет солнышко весной — такой аромат на улице, правда? Вдохнешь полной грудью, думаешь, как вкусно землей пахнет. Извините, но это не земля. Это черви накакали, — смеется фермер. — Это запах свеженьких копролитов червей, их экскрементов.

Это доказывает то, что органическое удобрение, которое производят черви, для человеческого организма — самое полезное, говорит Виктор Петрович. Не в чистом виде, конечно, — есть биогумус не стоит. Но выращенные в нем овощи, фрукты, ягоды дают более высокую урожайность и более питательны. Доказательство — в теплицах фермерского хозяйства «Константа-арт», где в конце ноября еще висят последние в этом сезоне томаты и сладкие перцы.

О пользе вермикультивирования Виктор Артемьев может рассказывать часами — он на червях собаку съел. Объясняет в трех словах: калифорнийский червь — это не только производство ценного удобрения, но и оздоровление почвы, снижение выбросов углекислого газа в атмосферу: органика не гниет, вывозить ее на свалку не нужно. А в целом — это улучшение экологии и серьезная экономия.

При всем этом в Беларуси вермикультивирование не так развито, как в европейских странах, говорит Виктор Артемьев. Он сам предполагает, что это связано со временами холодной войны.

— В Советский Союз калифорнийских червей по килограмму тайком провозили дипломаты в чемоданах — вермикультивирование было стратегической и запрещенной технологией, — объясняет фермер. — Не зря же запрещали — значит, уже тогда понимали ценность. Вермикультивирование на данный момент, я уверен, выгоднее, чем торговля оружием для страны.

Арифметика проста, продолжает Виктор Петрович. Из тонны навоза получается полтонны гумуса. Он стоит 2−3 рубля за килограмм — в разы дороже навоза, тот по 15 копеек. И эффективность его в разы больше.

На гектар поля нужно 10 тонн навоза и пара мощных тракторов: один удобрение везет, второй разбрасывает. Мало того, что разброс идет неравномерно, так еще за один рейс машины не управятся. Это траты времени, топлива, выбросы углекислого газа в атмосферу. Плюс — этого органического удобрения хватит лишь на сезон.

— Заменяем 10 тонн навоза тонной гумуса и при посадке картофеля, например, засыпаем порошок гумуса в отсек для минеральных удобрений. Только экономию транспорта посчитайте. Стоит ли говорить о том, насколько биогумус увеличивает балльность почвы и ее плодородный слой.

При этом вермикультивирование в сельскохозяйственных организациях Беларуси не очень распространено. Почему? Виктор Артемьев приводит пример, как местное СПК взялось производить биогумус. Проект продержался столько, сколько в хозяйстве работал заинтересованный в этом человек.

Кстати, килограмм калифорнийских червей стоит 20−50 евро. Ими можно кормить домашнюю птицу, пушных хищников.

Калифорнийскими червями Артемьев, бывший преподаватель Кличевского аграрно-технического колледжа, занялся в начале двухтысячных. Помимо преподавания, успел побыть тренером местной мотобольной команды и даже конструировал газогенераторы — некоторые до сих пор отапливают местные организации. Потом задумался, чем заниматься дальше.

Еще во время работы в колледже будущий фермер вырастил в подвале общежития вешенки. Грибами теми на 40-летие колледжа кормили гостей. Артемьев знал, что после снятия урожая солому или опилки, в которых росли грибы, можно давать на переработку червям. Или кормить этим скот.

— Вот она, мечта Нагульнова из «Поднятой целины», — смеется преподаватель.
Прошлогодние листья, трава, стебли томатов и огурцов, цветов — все это черви превратят в биогумус.

Виктора Петровича заинтересовали именно черви. В интернете тогда было мало информации, да и доступа к Сети такого, как сейчас, не было. Кличевлянин познакомился с руководителем кооператива «Гамбит» при НАН Беларуси Анатолием Туболецем, закупил у них червей и открыл лабораторию — дома.

Сначала занимался тем, что увеличивал поголовье калифорнийцев: хорошо их кормил, держал в тепле. Часть червей поместил в жестяной ящик.

— В нем было хорошо слышно, как черви шевелятся — звук похож на тот, как в «Гарри Поттере» змеи ползают, шипящий такой. Ударишь по ящику — и звук громче: черви разбегаются, — говорит фермер.

В том ящике две трети массы червей погибли — забились дренажные отверстия, скопилась влага.

Ad 3
Advertisements

— Эта влага называется вермичай. Его можно использовать по-разному: во-первых, это отличное удобрение для растений само по себе. Во-вторых, им можно поливать вермикомпостер — черви тогда активнее работают и размножаются.

Сейчас в домашней лаборатории фермера черви живут в небольшом ящике около печи. Часть — в тканевых контейнерах BIG-BAG на улице. Еще часть — в лотке, сбитом из досок. На корм им идут отходы с кухни, помет кроликов и кур, яблочный жмых — фермер оказывает услуги по переработке овощей и фруктов в сок на соковыжималке собственного производства.

Куры не догадываются о такой кормушке под боком: соседские не заходят, артемьевские огорожены. Но свою долю живого корма они получают регулярно. И цыплята, говорит Артемьев, никогда не болели.

На ферме червей кормят отходами органики из теплиц, опавшей листвой, которую привозят местные организации, навозом: полтора килограмма еды на кило червей. Живут «калифорнийцы» в длинных и широких буртах, которые сделаны по российской технологии: так проще забирать биогумус и подкладывать еду.

Под буртами — пленка. Но не потому, что калифорнийцев берегут от скрещивания с червями-аборигенами: наоборот, чем больше примеси, тем устойчивее к окружающей среде новое поколение. Пленка — для сохранения влаги и хоть какая-то защита от мышей и кротов. Иначе те, увидев такой шведский стол, устроят червям геноцид: среднестатистический крот при весе в 300 граммов съедает за день столько же червей.

Пока есть еда, черви никуда не сбегают. Но если и уползают из бурта, их не отлавливают: чем больше червей уйдут в почву, тем полезнее.
В теплицах хозяйства также есть черви — они попадают сюда вместе с биогумусом при подготовке рассады

— Они же не питаются корнями живых растений, — объясняет фермер. — Если в квадратном метре почвы есть хотя бы сто червей — это здоровая почва. Если их один-два — почва больная. Последний случай — это про наши колхозные поля. Червей оттуда просто «выгнали» агрессивными минеральными удобрениями.

Об экономии, экологии и дорогом удобрении в Кличеве крепко задумались. Настолько, что выиграли грант на реализацию инициативы «Вермиконтейнер в каждый дом» по проекту международной технической помощи ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемому Европейским союзом.

Итак, жилкомхоз закупит 160 вермиконтейнеров, фермерское хозяйство «Константа-арт» выдаст калифорнийских червей, а средняя школа № 2 научит местных, как правильно обращаться с червями.

— За сезон кличевский жилкомхоз вывозит на полигон тонны органики, которую кличевляне выбрасывают со своих огородов за забор, — говорит Виктор Артемьев. — Теперь необходимости в этом не будет: всю органику будут перерабатывать черви.

Вермиконтейнеры купят 800-литровые, пластиковые. Десять из них останутся в школе, остальные раздадут кличевлянам. Бесплатно.

— Мы уже провели лекцию на тему экологии. Таких лекций будет еще семь. А весной, когда закупят контейнеры, лекции уже будут проводить по теме вермикультивирования, — рассказала учитель биологии СШ № 2 Наталья Книга.

Она со школьниками два года изучала калифорнийских червей в лаборатории, причем год подопытные жили в аквариумах.

— Когда проводили исследования, дети каждый день прибегали смотреть, просили дать червей для рыбалки, — смеется учительница.

Опыт показал: на макаронах черви размножаются быстрее, чем кролики. А на растительном пайке биогумус получается более высокого качества. Зато мясо «калифорнийцам» вообще нельзя — погибнут.

Увеличившееся в результате опыта поголовье Наталья Книга раздала учителям школы. Те расквартировали калифорнийцев у себя на участках. Сама учительница биологии не заморачивалась с вермиконтейнерами — просто подселила червей в компостную кучу в углу участка.

— Биогумус просто шикарный: сажаешь цветы — они на окнах бушуют, — делится Наталья Алексеевна. — Кстати, зимуют черви нормально — видимо, скрестились с местными, стали устойчивее к холодам. Чистокровные-то калифорнийцы погибают уже при -5°С.

Сарафанное радио в райцентре работает без перебоев. Кличевляне уже прослышали о бесплатных вермиконтейнерах и собираются на лекции в школе: тем, кто зарегистрируется и пройдет обучение, весной обязательно их выдадут. Некоторые же не ждут милости от Евросоюза и за свои деньги покупают червей у Артемьева — его тут хорошо знают. А есть и те, кто получил от него пакет вермикомпоста бесплатно — на «Дне червяка» в апреле. Уже два года подряд фермер устраивает в деревне Константов тематический праздник — с ярмаркой, играми и лекциями по вермикультивированию. Глядишь — скоро Константов станет белорусской столицей калифорнийских червей, а Кличев — экогородом.

https://news.tut.by

Loading