Мы вновь навестили тепличное хозяйство ООО «Фермер» в селе Тюнярь Никольского района. Инвестор этого проекта любезно согласился показать свой, уже зримо «выросший», бизнес воочию…  Источник: https://riapo.ru

 

Не прошло и полгода, как я по согласованию с директором Е.Е. Ячменевой вновь навестила тепличное хозяйство ООО «Фермер» в селе Тюнярь Никольского района Пензенской области. Инвестору этого проекта — жителю провинции Цзянсу Китайской Народной Республики Дин Бяо, видимо, очень понравилось внимание журналистов, что он любезно согласился показать свой, уже зримо «выросший», бизнес воочию.

 

 

 

Еще с трассы нам открылась  внушительная территория, частично распаханная под пашню, а неподалеку сливались с небом голубые теплицы. Юрист ООО «Фермер» Галина Викторовна Крылова, которая за долгие годы сотрудничества уже научилась некоторому односложному переводу с китайского языка, комментировала  трудно воспринимаемую  речь Дин Бяо:

 

 

 

— На сегодняшний день задействованы  все обещанные 10 теплиц, каждая площадью по 15 соток, в которых уже набирают рост томаты  желтого и розового сортов, выращенные из голландских (не китайских!) сертифицированных семян. Кроме того, уже высажена капуста ранних и поздних сортов, а также цветная и пекинская капуста. Летом будут высаживаться огурцы, кабачки, зелень, лук, чтобы они поспели к поздней осени, когда на рынках уже начнется спад летнего овощного  сезона.

 

 

 

Теплицы наши пока сезонные, хотя при подготовке рассады они отапливались при помощи «буржуек». Кстати, в местный грунт добавлялся рязанский «жирнозем» и торфяной грунт для рассады. И пока выращивалась рассада этих культур, никаких удобрений не вносилось. Впоследствии, конечно, будут вноситься специализированные азотные и калийные  удобрения, и их агрономическая норма составит 50 кг на каждую теплицу.

 

 

 

Эту информацию я спрашивала специально, памятуя о «недоразумениях», возникших между китайским инвестором и местным тюнярским населением,  уже заранее уверенном, что «отравленные» теплицы будут кормить население такими же «отравленными» овощами.

 

 

 

Мы заглянули внутрь огромной теплицы, где на полуметровых кустах желтыми  цветочками  намечались будущие томаты. «Здесь у нас работают четыре иностранных овощевода и две местные жительницы, — пока хозяин эмоционально по-китайски разговаривал со своей  землячкой, разговор продолжила Галина Викторовна. — Межведомственной комиссией по привлечению  иностранной рабочей силы  при Правительстве Пензенской области нам открыта  квота на привлечение граждан Китая по профессии овощевод в количестве 10 человек. Но пока приехали только четверо. Сун Лицзюнь, мы ее зовем по-русски Лида, уроженка китайской провинции Цзилинь, у них в качестве бригадира. Она в России более пяти лет, и, по сути, везде работала в тепличных хозяйствах, так что мы ей полностью доверяем. Кроме того, здесь же работает и ее сын, и этим семейным подрядом они «пашут» чуть ли не по 10 часов в сутки».

 

 

 

Сама же «Лида» весьма неохотно согласилась попозировать мне, объясняя тем, что ей надо работать. А работа в теплице, скажу я вам, очень непростая:  внутри нее, на солнцепеке, вообще «душегубка». Кроме того, капельный полив, хотя и называется капельным, но тем не менее дает ощутимый парниковый эффект с повышенной влажностью.

 

 

 

«Теплицы периодически открываем с боков, проветриваем, но температура  там действительно «аховая», — смеется Галина Викторовна. – Но иностранная молодежь вполне с ней справляется. Их зовут Ли Янь, У Ди и Лэн Сюэсун, им от 25 до 29 лет. Они стоят на миграционном  учете, оформлены они по срочному трудовому договору на определенный сезон, для них также оформлен  полис ДМС (медицинская страховка) для иностранных граждан в России. Они, как иностранцы, не подлежат пенсионному и медицинскому страхованию, однако, подоходный налог за них выплачивается, причем, в размере не 13%, а 30%.

 

 

 

Дин Бяо снял для своих земляков квартиру в Никольске для постоянного проживания. А здесь, на территории тепличного хозяйства, для них построен жилой дом, где они отдыхают во время дежурства и перерывов».

 

 

 

Дин Бяо, словно поняв, о чем мы говорим, пригласил нас внутрь, где показал помещение со спальней, кухней, ванной комнатой, укомплектованной душевой кабиной и стиральной машиной. Посредине коридора упиралась в потолок огромная «буржуйка». «Здесь работают два мощных генератора, которые освещают и дом, и теплицы», — Дин Бяо показывает хозяйственные постройки.

 

 

 

«А будет ли электричество?» — поинтересовалась я. «С проведением света возникает много проблем, — говорит Галина Викторовна. – Конечно, понятно, что любая организация хочет получить за свои услуги много-много денег, однако, хочется, чтобы к нашему бизнесу подходили с разумной точки зрения. Есть вариант проведения электричества буквально в 200-300 метрах от теплиц непосредственно от жилого сектора села Тюняря. Однако, нам предлагается  вариант от границы нашей площади в 45 га, откуда до теплиц нам уже самим нужно будет вкапывать электроопоры и вести провода. Вы представляете, в какую копеечку  нам это влетит?! Вот почему средний и малый  бизнес толком не развивается, потому что вместо того, чтобы вкладываться в свое дело, где и так ограниченные средства, приходится сначала выстраивать инфраструктуру, которая по силу только агрохолдингам.

 

 

 

Так же вот обстояло дело и с водой. Слава Богу, нам дано разрешение на водозабор воды из реки Айвы для полива урожая. Водозабор производится  два дня в неделю по 3 часа при помощи помп. Кроме того, пробурили две скважины верховодного слоя.

Ad 3
Advertisements

 

 

 

Дин Бяо купил небольшой участок, чтобы построить жилой дом с газовым отоплением и небольшой теплицей, где разместятся постоянные работники и где можно будет круглогодично выращивать зелень или рассаду».

 

 

 

Зелень для «себя» уже растет в одной из теплиц в контейнерах, а по сосновым столбам уже «завивается» стручковая фасоль. Тут же раскинула свои листочки пекинская капуста. Неподалеку от теплицы в открытом грунте вымахал  перчик, и даже крохотный росточек винограда уже пустил свои корешочки на тюнярской земле. «Попробуем, может, и виноград приживется, как знать!»

 

 

 

Увидев, что я остановилась на краю распаханной пашни, Галина Викторовна пояснила, что планировали посадить картофель, однако, в этом году, видимо, не получится. «У нас картошка  прошлого сезона еще хранится в овощехранилище. Часть ее мы продали, а сейчас снабжаем ею столовые ООО «Азия Цемент» и ИП Конновой, поэтому «притормозили» с картофелем на этот сезон. Что же касается рынка сбыта овощей, то мы ориентируемся на Москву, с местными пока договоренности нет».

 

 

 

Кстати сказать, и из местных жителей в хозяйстве работают только две женщины. «Мы постоянно приглашаем на работу местных жителей: у нас  планируется создание 30 рабочих мест. Однако, даже учитывая тот факт, что работа сезонная, она оплачивается согласно трудовому договору, но местные жители работать у нас не хотят. Может, конечно, это какие-то их предубеждения, а, может, просто не хотят заниматься тяжелым физическим трудом, что вероятнее всего».

 

 

 

Мы с наслаждением садимся в «прохладную» от кондиционера машину и трогаемся в путь.

 

 

 

А я на примере не маленького и далеко не лишнего для Никольского района инвестиционного проекта в виде тепличного хозяйства поразмышляла на тему того, что же мешает ООО «Фермер» запустить его на полную круглогодичную мощность. Конечно же, в первую очередь, кадровый голод. Сюда ведь не требуются люди с высшим образованием, хотя на сегодняшний день остро необходим высокопрофессиональный агроном с современным мышлением. Сюда требуются работники, умеющие работать на земле, знающие ее потребности и «способности». Ан, нет таких желающих ни в селах, ни тем более в городе.

 

 

 

Вторая ощутимая проблема – это нереально высокие издержки. Вот вам пример с проведением электричества к тепличному хозяйству ООО «Фермер», да и тарифы на потребление электроэнергии тоже периодически растут.

 

 

 

Третья «головная боль» — это рынок сбыта, поиск поставщиков овощей. Конечно, самый рентабельный вариант – реализовывать овощи на местных рынках в родном регионе, куда, кстати говоря, волоком везут из других «волостей» и областей, вытесняя наш, доморощенный бизнес. Вот и приходится с собственным урожаем уезжать так же на сторону – в иные города.

 

 

 

И нельзя не отметить факторы чрезмерной бюрократии, когда за каждый «чих» нужно не только платить, но и неоднократно обивать пороги всевозможных организаций. Не говоря уже о том, что частник, вкладывая собственные средства в инвестиционный проект, «нарывается» на периодические проверки контролирующих органов: приходится тратить время на приведение своего бизнеса в соответствие постоянно изменяющемуся законодательству, а не собственно на бизнес.

 

 

 

Но хочется верить, что в скором времени фермерские овощи появятся на наших столах – ароматные, с настоящим тюнярским  вкусом, выращенные на отличной земле трудолюбивыми китайскими овощеводами.

 

Автор: Марина Вострова.

Loading